Московский метрополитен празднует 75-летие вагона №1. Состав впервые вышел на рельсы 15 октября 1934 года. Метрополитен в то время еще не работал, до открытия подземки оставалось ровно семь месяцев. Первыми пассажирами стали партийные чиновники, проектировщики и строители.
С 1976 года вагон №1 стоит в Измайловском депо - местные работники сохранили на память. В 80-х они сделали в нем музей и развесили на окнах архивные фотографии. Здесь не раз принимали делегации из союзных республик. Гости оставляли записи в книге отзывов - только восхищенные.
Вагон создан по лучшим технологиям того времени. Проектировщики ездили за границу, чтобы оценить дизайн составов и выбрать наиболее подходящий. Прообраза у московского вагона нет - это собирательный образ того времени, уверяет заместитель директора музея Московского метрополитена Александр Сергеев.
"Этот вагон сначала был сделан деревянным, как и все остальные вагоны в мире. А Каганович (куратор стройки метрополитена от ЦК ВКП(б) – прим. ред) когда увидел, что эти лавочки деревянные, он указал на то, чтобы эти все диваны были сделаны мягкими", - сказал он РИА Новости.
Кроме мягких сидений, в "первом" была сделана деревянная облицовка и узорчатое тиснение на стенах. Сейчас от этого отказались - администрация метрополитена опасается вандалов. Бригадир Измайловского депо Борис Ганеев вспоминает, что раньше к метро относились иначе - с уважением. Первые вагоны были короче современных на восемь метров, а кабина машиниста – очень тесной.
"Здесь работали в два лица: помощник и машинист. Там в кабине не развернуться практически. А сейчас делают все для людей, для бригады", - сказал РИА Новости Ганеев.
"Первый" проработал в метро 40 лет, то есть на десятилетие пережил срок эксплуатации. Ганеев уверяет, что вагон и сейчас на ходу.