ЛОНДОН, 15 окт - РИА Новости, Елена Пахомова. Седьмая по счету, ведущая мировая ярмарка современного искусства Frieze Art Fair открывается в четверг в Лондоне, в ней участвуют 165 ведущих галерей из 30 стран мира, включая две российские: "Риджина" и XL, передает корреспондент РИА Новости.
Ярмарка продлится до 18 октября и традиционно пройдет в лондонском Риджентс парке. Состав участников подобран также традиционный: лондонские галереи White Сube, Gagosian Gallery, Lisson Gallery и нью-йоркские David Zwirner и Paul Kasmin.
Новичками 2009 года станут сеульская Kukje, The Third Line из Дубая и Plan B из румынского Клужа, а также еще несколько галерей из Португалии, Бельгии, Германии и Японии.
ПРО КРИЗИС И НЕ ТОЛЬКО
Frieze Art Fair часто называют второй по влиятельности после знаменитой Art Basel, которая проводится в Швейцарии с начала 1970-х годов, а в Америке - с 2001 года. Art Basel относится к числу наиболее престижных ярмарок искусства в мире.
На Frieze будет представлен ряд спецпроектов - от круглых столов и лекций о проблемах современной визуальной культуры на Frieze Talk до образовательных программ для детей и студентов в рамках Frieze Education и нового киноблока, который в этом году будет представлен проектом датских художников Superflex. Их фильм состоит из четырех частей, он посвящен теме экономического кризиса как всеобщей истерии, в игру со зрителем вплетены элементы гипноза.
В третий раз на ярмарке будет вручена премия Cartirer, лауреат которой, как всегда, известен заранее - десять тысяч фунтов стерлингов на создание новой работы, тысячу фунтов комиссионных и право три месяца бесплатно выставлять свою работу в лондонском галерейном центре Gasworks получит германо-американский художник Джордан Вольфсон.
В Риджентс парке, по традиции, будет организована выставка современных скульптур.
Впервые в этом году организаторы ярмарки проводят персональные выставки художников в рамках нового проекта Frame.
"Несмотря на тяжелую экономическую ситуацию, мы довольны, что такое количество известных и совсем недавно утвердившихся на рынке галерей по-прежнему выражают желание показывать свои лучшие работы на ярмарке", - говорится в заявлении директоров Frieze Аманды Шарп и Мэтью Слотовера.
При этом количество заявок на новую секцию Frame было таким, что, по словам директоров, число участников пришлось увеличить вдвое, расширив географию нового проекта.
РУССКИЕ ГАЛЕРЕИ НА FRIEZE
В этом году Россию на ярмарке Frieze представляют две галереи: XL и "Риджина".
"Риджина" приезжает в Лондон во второй раз, XL - уже в шестой, участвуя в ярмарке со второго года ее существования.
"Лондон - одна из единичных столиц мира, где искусство существует в полном понимании этого слова. И попасть на Frieze остается так же сложно, заявка требует большого вложения - требуется полное описание, перечень выставок галереи за последние три года, список художников, с которыми сотрудничаем", - рассказала РИА Новости генеральный директор "Риджины" Надежда Тоцкая.
В 2008 году стенд "Риджины" представлял собой "шоу одного художника" - тогда галерея привезла в Лондон серию работ Сергея Браткова.
"Первый год был для нас хороший и удачный. Несмотря на начинающийся кризис, были продажи. В этот раз и стенд больше, и желания что-то показать больше", - сказала она.
На Frieze "Риджина" привезла сбойку российских и западных художников: работы Семена Файбисовича - триптих, который в этом году вышел в финальный тур Премии Кандинского, - Павла Пепперштейна, Джонатана Меезе, Марии Серебриковой, Райана Мосли и Стаса Волязловского.
XL в этом году сделала ставку на видео арт и электронный арт.
На Frieze галерея выставляет группу "Синий суп", работы Сергея Шеховцова и Олега Кулика, включив в экспозицию "художника-классика" Виктора Пивоварова.
При этом, как рассказала РИА Новости директор XL Елена Селина, еще до официального открытия ярмарки галерея продала две работы.
"У нас здесь прекрасные показатели, не бывает "пустого" Лондона, мы всегда что-то здесь продаем", - отметила Селина.
По ее словам, для XL вопрос престижности Art Basel или Frieze никогда не стоял. С точки зрения известности, по мнению Селиной, "классический" Art Basel, безусловно, имеет больший масштаб, однако на Frieze галереи едут не ради этого.
"Старый Basel очень консервативен, и ты всегда знаешь, что ты найдешь на стенде конкретной галереи. То есть на White Cube ты увидишь братьев Чэпменов, там стабильность - это определяющее. На Frieze, я считаю, ситуация более живая. По крайней мере, здесь можно найти массу экспериментальных ходов", - считает Селина.
Российские галереи, несмотря на прошедший с предыдущей ярмарки тяжелый кризисный год, считают, что покупатели, приезжающие в Лондон, готовы вкладывать деньги в современное искусство.
"Какие-то коллекционеры, конечно, отошли в сторону, считая, что вложение денег в современное искусство может подождать. Но сейчас ситуация выправляется. К нам приходят, интересуются, узнают", - отметила Тоцкая.