КАИР, 13 окт - РИА Новости, Маргарита Кислова, Надим Зуауи. Никаб - мусульманский платок, скрывающий лицо и фигуру женщины, - стал предметом жарких споров в Египте, жители которого славятся особенно трепетным отношением к религии.
История конфликта
Масло в огонь давно ведущейся в Египте дискуссии подлил духовный глава одного из самых уважаемых в мире исламских университетов "Аль-Азхар" шейх Мухаммед Сейид Тантави.
Находясь с инспекторской поездкой в одном из филиалов университета, где проходят обучение женщины, Тантави увидел в аудитории студентку в никабе. Возмущенный шейх приказал девушке немедленно снять платок и показать сокурсницам свое лицо. Глава "Аль-Азхара" также пообещал издать распоряжение, запрещающее всем студенткам и преподавательницам носить в стенах исламского вуза никабы, поскольку они, по словам Тантави, "не имеют ничего общего с исламом, а являются традицией, не свойственной египетскому обществу".
Собравшийся на экстренное совещание по вопросу о никабе Высший совет "Аль-Азхара" все же решил несколько погасить разразившийся в обществе скандал и не стал вводить обещанный Тантави тотальный запрет на этот религиозный головной убор, разрешив женщинам прятать лицо в общих аудиториях университета и помещениях, где присутствуют мужчины. "Никаб можно носить, но не обязательно. Обязательным для ношения мусульманками является лишь хиджаб (платок, скрывающий волосы и шею женщины)", - заявил по итогам совещания глава администрации "Аль-Азхара" Ахмед ат-Тейиб.
Сам Тантави позже признал, что выступает не против никаба, а против того, чтобы "его ношение закрепилось в умах мусульманок".
Реакция в обществе
Но поступок шейха "Аль-Азхара" все равно вызвал бурю в обществе, немедленно разделившемся на два полярных лагеря. Поддержавшие его духовные деятели и чиновники из министерства высшего образования предложили вообще запретить женщинам в никабах вход на территорию студенческих городков.
Противники никаба подчеркивают, что даже не сам факт ношения женщинами скрывающего лицо и фигуру объемного платка вызывает у них основные опасения, а различного рода фальсификации с его использованием. "Вузы - это храмы науки, где студенты и преподаватели объединены общей целью получения и передачи знаний. Профессора и администрация должны знать учащихся в лицо. Как, например, удостоверить личность студентки в ходе экзаменов, если она в никабе? Это сделать невозможно. Имеют место и другие, более опасные формы фальсификации с помощью никаба", - говорят единомышленники Тантави. А представители сил безопасности еще сильнее сгустили краски, обнародовав на днях данные о том, что в Египте распространенным явлением последних лет стало переодевание преступников-мужчин в женские никабы.
Однако сами сторонницы никабов категорически не согласны демонстрировать окружающим лица и намерены активно бороться за свои права. Студентки сразу нескольких крупных каирских вузов провели в столице страны демонстрации протеста и пригрозили, что подадут в суд на чиновников министерства образования и руководство учебных заведений, если им запретят посещение занятий в той форме одежды, которую они считают для себя подходящей. "Что это за насилие?! Почему нам указывают, что мы должны носить, будучи мусульманками, а что нет? Мы отвечаем за наши грехи и заблуждения лишь перед Богом, а не перед чиновниками!", - негодуют оказавшиеся перед угрозой "разоблачения" женщины.
Их поддерживает и крупнейшее в стране оппозиционное движение "Братья-мусульмане", которые обвинили власти в ущемлении личных прав мусульманок.
Официальная позиция
Правительство страны в этом остром споре заняло нейтральную позицию. "Решение проблемы ношения никаба невозможно навязать извне запретами или законами, оно должно прийти из общества, где данная традиция и зародилась", - считает министр по вопросам семьи и общества Египта Мушира Хаттаб. - "Необходимо разобраться, что именно толкает девушек и женщин на ношение никаба, и организовать широкий общественный диалог для поиска приемлемого решения", - добавляет министр. Хаттаб уверена, что ношение никаба взрослой женщиной в частной жизни - это ее право и ее выбор. Но, по ее словам, нельзя позволить, чтобы эта традиция насильно навязывалась подрастающему поколению. "Поэтому ношение никаба в учебных заведениях женщинами, влияющими на формирование мышления детей, недопустимо", - добавляет египетский политик.
Реакция СМИ
Как пишут местные СМИ, египтянам только предстоит решить, является ли ношение никаба символом религиозности или проявлением невежества, активной жизненной позицией в традиционном обществе или слепым подчинение ложным социальным запретам.
Западные СМИ, уже окрестили жаркие споры вокруг никаба очередной битвой сторонников светского общества и приверженцев теократического государства. И, исходя из того, что последние годы число женщин, скрывающих свое лицо от посторонних взглядов, в Египте только растет, частичный запрет на ношение никаба можно считать промежуточной победой сторонников светского общества.
Каждый остается при своем мнении
Однако общественные и политические баталии по вопросу: "Носить или не носить?" пока никак не отразились на пестром облике улиц египетских городов, где, по-прежнему, стайками или в одиночку, от магазина к магазину или по делам идут женщины в хиджабах, никабах, со свободно развивающимися по ветру волосами и даже с замысловатыми произведениями парикмахерского искусства на прелестных головах.