МОСКВА, 13 окт - РИА Новости. Первая встреча Сергея Лаврова и Хиллари Клинтон в качестве координаторов российско-американской президентской комиссии принесла определенные успехи, а вместе с ними и вопросы - дипломаты достигли значительного прогресса по проблеме договора, который заменит СНВ-1, вместе с тем Россия все еще не услышала от США всех деталей новой концепции американской ПРО.
В целом, Лавров и Клинтон оказались довольны проведенной в Москве во вторник встречей и с одобрением отозвались о работе подконтрольной им, появившейся в июле российско-американской президентской комиссии (тогда на саммите в Москве президенты России и США договорились создать комиссию, в которую вошли рабочие группы, занимающиеся вопросами двустороннего сотрудничества).
По словам Лаврова, девять групп уже провели свои встречи на уровне сопредседателей, еще четыре встречи сопредседателей рабочих групп состоятся в октябре-ноябре этого года.
Переговоры по СНВ
"Существенно продвинулись вперед" дипломаты в одном из основных пунктов российско-американского диалога - в вопросе о новом соглашении о стратегических наступательных вооружениях, которое должно заменить истекающий в декабре 2009 года договор СНВ-1.
Москва и Вашингтон договорились "продолжить усилия", направленные на то, чтобы заключить новый договор вовремя и пообещали успеть до 5 декабря 2009 года.
Несмотря на это, как указал Лавров, у России и Штатов все еще остаются вопросы "которые еще подлежат согласованию и требуют дальнейшей проработки".
Новая ПРО США
К числу таких вопросов можно отнести предложение президента США Барака Обамы о создании новой системы ПРО. Несмотря на заявления Клинтон о том, что США ознакомили Россию с их новой оценкой угроз, исходящих от Ирана, Москва рассчитывает получить более четкое представление о новой концепции американской ПРО.
Лавров указал, что новые планы Вашингтона по ПРО "не были совместными идеями США и России, они были разработаны экспертами администрации президента США Барака Обамы". Поэтому Москва хочет "подробнее знать, в чем эти планы заключаются, что конкретно предусмотрено, как конкретно будет эволюционировать новая концепция, которая предусматривает четыре этапа".
Тем не менее, Клинтон выразила надежду на то, что российско-американское сотрудничество по ПРО (призванной заменить планы размещения американских объектов в Восточной Европе) будет только развиваться. По ее мнению, сотрудничество Москвы и Вашингтона по вопросам ПРО полезно не только двум государствам, но и всему миру.
"Мы хотим быть наиболее транспарентными. Мы считаем, что важно договориться о принципах общей угрозы и договориться о том, как мы будем реагировать на эту общую угрозу", - добавила Клинтон.
Кнут и пряник для Ирана
Касаясь вопроса иранской ядерной проблемы, главы внешнеполитических ведомств сошлись во мнении, что введение санкций в отношении Тегерана сегодня "не является неизбежным", Москва и Вашингтон выразили приверженность "двухтрековому подходу".
"Мы не находимся в этой точке (когда санкции являются неизбежными), это не то заключение, к которому мы уже пришли", - сказала Клинтон.
"Мы хотим ясно сказать, что мы предпочитаем, чтобы Иран работал с мировым сообществом, представленным в формате "пять плюс один" (пять постоянных членов СБ ООН и Германия)", - добавила она.
В свою очередь глава МИД РФ Сергей Лавров подчеркнул, что санкции можно применять, когда исчерпаны все возможные дипломатические меры.
"В ситуации с Ираном это далеко не так", - сказал министр.
Он напомнил о так называемом "двухтрековом подходе", который подразумевает с одной стороны переговоры с Ираном в формате 5+1 с другой стороны, в случае безуспешности переговоров - введение санкций в отношении Тегерана.
"Безусловно, второй трек не предполагает ни односторонних санкций, ни создание каких-либо других форматов, где вопрос о санкциях будет обсуждаться помимо Совета безопасности ООН", - сказал он, подчеркнув, что Россия полностью согласна с этим подходом.
Позиция по Северной Корее
В отношении Северной Кореи позиции Москвы и Вашингтона также оказались схожи. Госсекретарь, в частности, заявила, что США не намерены менять режим санкций применительно к КНДР.
"У нас нет никаких намерений ослабить или же ужесточить санкции по поводу Северной Кореи", - сказала Клинтон.
По ее словам, США рассматривают возможность возобновления переговоров в рамках "шестерки" (РФ, США, КНР, КНДР, Южная Корея, Япония). Она отметила, что Вашингтон и Москва также проводят двусторонние переговоры для того, чтобы процесс переговоров был возобновлен.
Конференция по Ближнему Востоку
Как и ожидалось, Лавров и Клинтон обсудили проблему ближневосточного урегулирования.
Говоря о Московской международной конференции по ближневосточному урегулированию, российский министр заявил, что дату мероприятия Москва объявит после возобновления прямых переговоров палестинцев с Израилем.
"Мы будем готовы сразу после того, как, надеюсь, в скором будущем эти переговоры будут возобновлены, объявить дату созыва Московской конференции, на которой мировое сообщество сможет поддержать начатый процесс и обеспечить консолидированную поддержку достижению быстрых результатов на палестинском треке и поддержку возобновления переговоров на сирийском, ливанском и многосторонних треках ближневосточного урегулирования", - сказал Лавров.
Сотрудничество РФ и США по Афганистану
Глава МИД РФ напомнил, что Россия уже давно сотрудничает с мировым сообществом в деле стабилизации ситуации в Афганистане.
Отвечая на вопрос американской журналистки, о том готова ли Россия "к какой-то дополнительной помощи" в этом вопросе, Лавров заметил: "Я понимаю, что для американских СМИ только то, что связано с США имеет значение".
Министр обратился к истории взаимодействия государств коалиции и России.
"Наше содействие усилиям мирового сообщества в Афганистане уже исчисляется годами и сотнями миллионов долларов", - отметил Лавров.
В то же время он добавил что Россия ждет от НАТО приглашения к участию в дискуссиях по нормализации обстановки в Афганистане.
"НАТО проводит регулярные встречи членов Альянса с Афганистаном и центрально-азиатскими странами. Мы уже не первый раз задавали вопрос, почему бы Россию не подключить к этим дискуссиям, тем более, что центрально-азиатские страны важны с точки зрения транзита, а в транзите одну из ключевых ролей играет Российская Федерация. Ждем ответа и на это наше предложение", - заявил министр.