МОСКВА, 13 окт - РИА Новости. Визит российской делегации во главе с премьером Владимиром Путиным в Пекин оказался продуктивным - заключены соглашения о поставках газа в Китай, которые могут начаться через пять лет и достичь 70 миллиардов кубометров в год, а также о кредитовании совместных проектов и о строительстве в России высокоскоростных железных дорог с участием китайских инвесторов.
Два газовых маршрута
В ходе встречи Путина с его китайским коллегой Вэнь Цзябао во вторник был подписан ряд важных документов. Главный итог визита российского премьера - подписание "Газпромом" и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (CNPC) рамочного соглашения о поставках газа из России в Китай.
Соглашение предусматривает два варианта поставок - западный и восточный, рассказал глава "Газпрома" Алексей Миллер. Ежегодно РФ может поставлять Поднебесной 70 миллиардов кубометров "голубого топлива", из которых 30 миллиардов пойдет по западному, а 38 - по восточному направлению, пояснил он. По его словам, конечные объемы поставок будут обозначены в контракте.
Западный вариант предполагает использование ресурсной базы Западной Сибири и может быть реализован в кратчайшие сроки - у "Газпрома" там много разведанных ресурсов, есть готовые запасы, развита инфраструктура, рассказал Миллер.
Восточный вариант предусматривает поставку в Китай газа Восточной Сибири, Дальнего Востока и шельфа Сахалина. Здесь есть ряд сложностей - местный газ сложнокомпонентный по составу, отметил глава газовой монополии. Добыча такого топлива требует создания дополнительных мощностей по газопереработке.
Главное-цена вопроса
Китай хочет заполучить российский газ уже довольно давно - меморандум о поставках стороны подписали еще в 2006 году, а сами поставки планировалось начать в 2011 году, однако работы в этом направлении затягивались из-за отсутствия договоренности по ценам.
Во вторник Миллер уточнил, что ценообразование для Китая будет построено в соответствии с практикой российских экспортных поставок, по восточному варианту оно будет иметь свою специфику.
В 2010 году "Газпром", как сообщал замглавы холдинга Александр Медведев, по консервативному прогнозу будет продавать газ в Европу в среднем по 300 долларов за тысячу кубометров.
Начало поставок российского газа в Китай возможно в 2014-2015 годах, заявил во вторник вице-премьер РФ Игорь Сечин, курирующий в правительстве ТЭК. По его словам, в начале 2010 года стороны проведут переговоры по параметрам поставок, включая цену, и контракт может быть подписан уже в июне будущего года.
Газ в обмен на кредиты?
Впрочем, российский газ все же может продаваться Китаю с дисконтом, считают эксперты. По их словам, это обусловлено необходимостью диверсифицировать поставки с Запада на Восток и заинтересованностью РФ в китайских кредитах.
Сечин заверил, что достигнутые в Китае договоренности не нанесут ущерб выполнению европейских контрактов и строительству новых газопроводов на Запад. Газ у РФ есть, а серьезного увеличения поставок в Европу эксперты не ждут, поэтому о необходимости диверсификации говорится довольно давно.
Что касается кредитов, то, прежде всего, "Газпрому" необходимы деньги для строительства инфраструктуры под ожидаемые поставки. Монополия может получить их, в том числе, у китайских финансовых организаций, сказал Сечин.
Такую схему стороны уже опробовали - в феврале этого года РФ и КНР подписали документы, предусматривающие строительство ответвления нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО) на Китай и о предоставлении китайской стороной кредитов "Роснефти" и "Транснефти" на 25 миллиардов долларов в обмен на долгосрочные поставки нефти.
Транспортировка: ставка на Восток
Вслед за нефтепроводной системой наметилось продвижение и по газопроводной.
На момент подписания меморандума о поставках три года назад планировалось, что уже в 2008 году "Газпром" начнет строительство газопровода "Алтай", соединяющего месторождения Западной Сибири с Синьцзян-Уйгурским автономным округом Китая. По нему РФ могла ежегодно поставлять 30-40 миллиардов кубометров газа. Однако из-за отсутствия компромисса по ценам и дороговизны строительства "Алтай" был приостановлен.
В перспективе "Газпром" возлагает основной груз китайских поставок на восточные направления, в частности, месторождения Якутии. Так, запасы расположенного там Чаяндинского месторождения составляют около 1,3 триллиона кубометров газа. Запасы расположенного в Иркутской области Ковыктинского месторождения, которое, по словам Сечина, станет одним из источников поставок в Китай, еще выше и составляют 2 триллиона кубометров.
В июле этого года "Газпром" начал строительство газопровода Сахалин-Хабаровск-Владивосток, после завершения которого должно начаться строительство газотранспортной системы Якутия-Хабаровск-Владивосток.
Участие китайской стороны в строительстве трубопроводов на российской территории во вторник не обсуждалось, сообщил Миллер. По его словам, "Газпром" в состоянии создать в России необходимую инфраструктуру, и Китай может поучаствовать лишь в строительстве перерабатывающих мощностей.
Не газом единым
Хотя газовая тема была самой важной, в Пекине обсуждалась не только она. В рамках российско-китайского делового форума были заключены соглашения на общую сумму 3,5 миллиарда долларов, сообщил вице-премьер РФ Александр Жуков.
В частности, были заключены два кредитных соглашения на сумму 500 миллионов долларов каждый: Госбанк развития Китая предоставит Внешэкономбанку средства для финансирования строительства торгово-офисного комплекса в Москве, Сельхозбанк Китая прокредитует ВТБ для долгосрочного финансирования поставок китайских товаров в Россию.
Также в ходе визита российской делегации были заключены договоренности о сотрудничестве в строительстве высокоскоростных железных дорог.
По словам главы Минтранса РФ Игоря Левитина, к работе совместно с РЖД подключатся китайские инвесторы. Ни сроки, ни объемы инвестиций пока неизвестны. Определены лишь направления их приложения - Москва-Нижний Новгород и Москва-Сочи, сообщил министр.
При этом у Китая есть технологии, не уступающие европейским - поезда могут развивать скорость до 350 километров в час. Если решение о строительство таких дорог в РФ будет принято, локомотивы в Китае закупать не будут - их производство наладят на месте, добавил Левитин.
В среду в Пекине ожидается подписание соглашения по строительству суперверфи во Владивостоке. Проект предусматривает участие иностранных инвесторов в размере 25%, возможно, оно увеличится до 50%. Общий объем инвестиций может составить 200 миллионов долларов.