История армяно-турецких отношений начинается с IX века, когда тюркские племена огузов начали проникать из Средней Азии в Закавказье. В X–XI веках этот процесс усилился. В XI веке Армения была завоевана сельджуками, в XIII веке – монголо-татарами. С XV века территория Армении стала ареной борьбы между Османской империей и Персией. В 1639 году Армения была разделена между Османской империей (Западная Армения) и Персией (Восточная Армения).
С Персидских походов Петра I в 1722–1923 и 1796 годах армянское ополчение постоянно участвовало на стороне России в войнах с Персией и Турцией. В 1801 году часть Восточной Армении была присоединена к России. После русско-иранской войны 1826–1828 годов Восточная Армения вошла в состав России. По Сан-Стефанскому мирному договору 1878 года к России отошла Карсская область, но большая часть страны осталась под игом Турции, власти которой проводили политику геноцида.
Наступление русской Кавказской армии в ходе Эрзурумской операции 1915–1916 годов спасло армян от полного уничтожения. В конце 1917 года к власти в Армении пришла партия Дашнакцутюн, 28 мая 1918 года была провозглашена независимость страны.
В ходе армяно-турецкой войны 1920 года турецкие войска заняли 2/3 территории Армении. В ноябре 1920 года в Армению вошли части Красной Армии, была установлена Советская власть, 29 ноября 1920 года образована Армянская ССР.
По советско-турецкому договору 1921 года к Турции отошла Карсская область и ряд других районов. С 12 марта 1922 года Армения – в составе Закавказской Федерации, с 5 декабря 1936 года – союзная республика в составе СССР.
После распада СССР 23 сентября 1991 года Верховный совет объявил Армению независимым государством.
В настоящее время между Арменией и Турцией не существует дипломатических отношений. В 1993 году армяно-турецкая граница была закрыта из-за конфликта между Арменией и Азербайджаном вокруг Нагорного Карабаха.
Турция выдвигает ряд условий для налаживания двусторонних связей, в частности, отказ Армении от политики международного признания геноцида армян и урегулирование карабахского конфликта.
Признанный мировым сообществом факт геноцида армян в 1915 году является главным пунктом противоречий между Арменией и Турцией. Геноцид был организован турецким правительством Османской империи. В 1915 году было уничтожено более 1,5 миллиона армян. Турция настаивает на том, что геноцида армян не было, а было только их вынужденное переселение.
Факт геноцида армянского народа признан многими государствами. Первым это в 1965 году сделал Уругвай, примеру которого последовали Россия, Франция, Италия, Германия, Голландия, Бельгия, Польша, Литва, Словакия, Швеция, Швейцария, Греция, Кипр, Ливан, Канада, Венесуэла и Аргентина. Геноцид армян признали также Ватикан, Европейский парламент, Всемирный совет церквей, 42 штата США.
Другой важной предпосылкой для налаживания двусторонних отношений является урегулирование карабахского конфликта, в котором Турция поддержала Азербайджан. Начало конфликту в Карабахе было положено в феврале 1988 года, когда населенная преимущественно армянами Нагорно-Карабахская автономная область (НКАО) с центром в Степанакерте заявила о выходе из Азербайджанской ССР. В сентябре 1991 года в Степанакерте было объявлено о создании Нагорно-Карабахской Республики (НКР) в границах бывшей НКАО и соседних армянонаселенных районов Азербайджана. Официальный Баку признал данный акт незаконным и упразднил существовавшую в советские годы автономию Карабаха. Начавшийся вслед за этим вооруженный конфликт, в ходе которого Азербайджан пытался удержать Карабах, а армянские отряды отстаивали независимость края при поддержке Еревана и армянской диаспоры из других стран, продлился до 12 мая 1994 года, когда вступило в силу соглашение о перемирии. В результате Азербайджан потерял контроль над Нагорным Карабахом и – полностью или частично – семью прилегающими к нему районами.
С 1992 года по сей день ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция. Азербайджан настаивает на сохранении своей территориальной целостности, Армения защищает интересы непризнанной республики, так как непризнанная НКР не является стороной переговоров.
Представители Турции и Армении в течение последних двух лет проводят в Швейцарии закрытые переговоры, направленные на нормализацию двусторонних отношений. В Ереване, со своей стороны, заявляют о готовности к установлению дипломатических отношений с Турцией без предварительных условий.
В последнее время активизировались армяно-турецкие контакты на официальном уровне. 6 сентября 2008 года президент Турции Абдулла Гюль впервые посетил Ереван по приглашению президента Армении Сержа Саргсяна для совместного просмотра футбольного матча между сборными Армении и Турции в рамках отборочного цикла чемпионата мира 2010 года. Там же состоялась встреча глав двух соседних государств, что в Турции назвали "историческим событием". Этот визит получил название "футбольной дипломатии" и широко освещался в мировой прессе.
16 апреля 2009 года глава МИД Турции Али Бабаджан посетил Ереван для участия во встрече глав МИД Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС), где обсуждал перспективы нормализации турецко-армянских отношений.
23 апреля 2009 года министерства иностранных дел Армении и Турции, а также департамент иностранных дел Швейцарской Конфедерации заявили об установлении "дорожной карты" в переговорном процессе по нормализации армяно-турецких отношений.
31 августа 2009 года на переговорах стороны достигли договоренности о начале "внутренних политических консультаций", касающихся подписания "Протокола об установлении дипотношений" и "Протокола о развитии двусторонних отношений".
Материал подготовлен на основе сообщений РИА Новости и официальных источников