Российско-индийское СП Sistema Shyam Teleservices Limited (SSPL), в которой российской компании АФК “Система” принадлежит 74% акций, начала предоставлять услуги сотовой связи в Индии в 2008 году. Год спустя сигнал MTS India появился в индийской столице. О перспективах этого проекта РИА Новости рассказывает гендиректор SSPL Всеволод Розанов.
- Компания официально объявила о начале работы в индийской столице. Дели стал седьмым телекоммуникационным округом, где можно поймать сигнал MTS India. Насколько важным этапом является присутствие в Нью-Дели?
- Для нас это особенный момент, очень важный. Как мы знаем по нашей стране, в столице требования другие. Не хочу обидеть абонентов из Калькутты или Ченнаи, но в столице ты всегда на виду. Здесь ты либо победитель, либо ты проигравший и не можешь скрыться за спинами других.
Прийти в столицу ты можешь только, если ты уверен в том, что предлагаешь. Я думаю, что приход в Дели через год после начала работы в Индии - это правильное время. Мы набрались определенного опыта, поняли, чего не хватало, что было лишнее.
- Когда вы сможете подвести первые итоги своего присутствия в индийской столице, понять, успешно ли ваше предложение?
- Лучшая оценка - независимая, относительно других игроков. Когда у нас будет официальная статистика Управления по регулированию телекоммуникаций Индии по итогам года, у нас появится объективное понимание, насколько наш замах оказался истинным.
- SSTL в сентябре преодолела планку в 2 миллиона абонентов, что не так много на фоне общего числа абонентов, которое составляет около 400 миллионов абонентов. У компании есть целевой ориентир по количеству абонентов или доле рынка?
- Акционеры не ставят нам задачу набрать определенное количество абонентов, а ставят финансовые цели. Постепенно рынок переходит от подсчета абонентов к учету доли по доходам.
Нужно такое количество абонентов, которое позволит выйти на положительную маржинальность, на положительную чистую прибыль. Я думаю, что 4-5% доли рынка - это та цифра, которая позволит выйти на положительную маржу по EBITDA. То есть, порядка 30 миллионов абонентов в течение трех-четырех лет. Однако, если мы будет успешны в сегменте передачи данных, то нам потребуется меньше.
- Одновременно с запуском в Дели SSTL начала оказывать услуги передачи данных. Насколько этот сегмент важен для компании?
- ARPU при передаче данных выше, чем у голосовых услуг. В ближайшие годы рынок передачи данных здесь будет оставаться небольшим, потому что существует огромный спрос на голосвую связь, но проникновение в международных масштабах очень низкое - 30-40%. И в ближайшие три-пять лет мы увидим полмиллиарда человек, приходящих на рынок.
- Как вы планируете завлекать самых прибыльных - корпоративных клиентов?
- Для компании, которая выходит десятой на рынок, очень сложно получить внушительную долю на корпоративном рынке, потому что корпоративный рынок занимает компания, которая пришла первой.
Услуги по передаче данных - да, и корпоративный сектор является их основным потребителем. И у нас здесь есть предложение. Всего несколько месяцев назад на рынке появился сегмент высокоскоростной передачи данных. И сейчас только два конкурента, кроме нас, такую услугу предоставляют. Лучше на троих делить нишевый рынок, чем на десятерых огромный, но низкоприбыльный.
- Какие из регионов, в которых компания заработала в последний год, порадовали вас, или наоборот, не оправдали ожиданий?
- Пока еще рано оценивать прибыльность, но неожиданностей здесь нет. Наиболее высокое ARPU у нас в Керале, хорошее ARPU в городском округе Калькутта. В Раджастхане, не очень богатом штате, пониже. Бихар - вообще один из самых бедных штатов, зато он один из самых больших, и там возможно нарастить масштаб.
Индия напоминает комбинацию из многих стран, уникальных культур, рынков. Кто-то более восприимчив к новым идеям, кто-то более консервативен. Единой стратегии у нас нет. Каждый регион - своя стратегия.
Есть регионы, где CDMA вообще не воспринимается, есть регионы, где он очень популярен. Есть регионы, где есть игрок, у которого 50%, а все остальные барахтаются, имея 7-8%. Есть рынки, где у всех поровну. Общего рецепта нет.
- Выбор сотовых телефонов у операторов CDMA более, чем скромный. В этой сфере чем вы планируете выделиться на фоне конкурентов?
- В Индии CDMA занимает совершенно уникальное место. Во всем мире, в том числе в России - это продукт, который не каждый может себе позволить. В Индии - уникальная ситуация: лучшая технология считается уделом бедных, и в том числе потому, что отсутствует выбор телефонов.
Когда мы запускали сеть в Раджастхане год назад, на выбор было три аппарата. С тех менеджмент компании сделал огромный прорыв. Так что, эту проблему мы решаем.
- До конца 2009 года Вы пообещали начать работу SSTL в 11 телекоммуниционных округах. Когда планирует охватить сетью MTS India всю Индию?
- Мы планируем до конца 2010 года продавать услуги везде.