Далеко не все российские вузы, имеющие государственную аккредитацию, могут дать своим студентам качественное образование. Об изменениях, назревших в системе аккредитации российских вузов, говорит академик РАО, в прошлом замминистра образования, ныне глава высшего совета Агентства по общественному контролю качества образования и развитию карьеры (АККОРК), профессор ГУ-ВШЭ Владимир Шадриков.
- Владимир Дмитриевич, почему нужно менять систему аккредитации российских вузов?
Нынешняя система аккредитации отвечает лишь на один вопрос: соответствует ли предлагаемая вузом программа требованиям государственного образовательного стандарта. У нас, к сожалению, одни разрабатывают стандарт, а другие проводят аккредитацию. Координация этих процессов нуждается в доработке. Кроме того, стандарты весьма условно определяют качество образования, которое дает вуз. Для реализации стандарта нужны, прежде всего, финансовые условия, гарантирующие качество.
- Каким требованиям должен отвечать вуз, чтобы стать эталоном качественного образования?
- Требования к вузу в законах четко не определены. Обозначены лишь требования для его видовой классификации: институт, академия, университет. Поэтому Рособрнадзор проводит сейчас большую работу по формулированию таких требований к учебному учреждению.
На первом плане – образовательные программы и условия их реализации. Многие вузы, разработав на основе стандартов образовательные программы, в дальнейшем к ним не обращаются, хотя программы эти должны перерабатываться ежегодно с учетом достижений в науке, культуре и технологиях. В развитых странах технологии меняются каждые 3-5 лет, а в России стандарт действует вот уже 8 лет. Так мы заведомо консервируем экономическую и технологическую отсталость страны.
Нуждаются в качественной интерпретации и показатели аккредитации. Важно не количество учебников на одного студента, а их характеристика с позиций современной науки, техники и технологии всего образовательного контента. Важно не количество преподавателей с учеными степенями, а тематика и результаты их исследований, а также их соответствие содержанию реализуемых образовательных программ.
- Как, в таком случае, можно и нужно изменить оценку вузов?
Следует перейти с оценки формальных показателей на качественные. При этом содержание образования должны регулярно оценивать квалифицированные эксперты, представители общественных организаций. Причем необходима конкуренция между командами, претендующими на это право. Кроме того, такое аккредитационное агентство должно отвечать за качество своей работы.
Кстати, в рамках Болонского процесса аккредитация должна проводиться организациями, признаваемыми государственными органами управления образованием. Рособрнадзор делает первые шаги по развитию такой системы.
- Удастся ли в таком случае избежать коррупции, ведь вузы будут вынуждены платить этим агентствам за предоставляемые услуги?
- Вуз платит не отдельным экспертам, а организации. И когда неправительственная организация получает разрешение на экспертизу, ее ответственность резко повышается. Если она начинает работать неэффективно, доверие к ней падает, она уходит с рынка. Лишить же доверия государственный орган, в случае неэффективной работы, невозможно, да и рынка аккредитационных госучреждений быть не может.
Общественная аккредитация будет эффективно противостоять коррупции, только если будет несколько борющихся за заказы агентств, которые будут ревностно следить за своей и чужой репутацией. Государству останется лишь поддерживать соревновательность.
- Есть ли кандидаты на роль оценщика, или их нужно растить с нуля?
- Это может быть АККОРК, Ассоциация юристов России, Ассоциация по инженерному образованию. Таких организаций пока немного, но много и не должно быть, главное - реальная конкуренция. Право на участие в ней необходимо подтверждать качеством работы, авторскими подходами и методическими разработками.
Мы не предлагаем сразу передать все полномочия нам и нашим коллегам. Видовую аккредитацию (университет-академия-институт) можно оставить за Рособрнадзором. Но в оценке образовательных программ мы должны стремиться к общеевропейской практике.
- Вы признаете, что формальные требования к вузам нужно оставить. Какое самое принципиальное?
- Финансовое обеспечение всех положений, заявленных вузом общественности, потребителям образовательных услуг, работодателям. Необходимо установить нормативы по финансированию каждого типа образовательных программ. Новые госстандарты содержат к этому необходимые предпосылки.
Материал подготовил Иван Стерлигов (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости