СЕУЛ, 7 окт - РИА Новости, Иван Захарченко. Еще совсем недавно достопримечательностью Сеула по дороге из бывшего международного аэропорта Кимпхо оставались две исполинские горы мусора, свозившегося со всей южнокорейской столицы в течение четверти века. Теперь гигантская городская свалка превращена в цветущий парк, и это далеко не единственный пример нового подхода к экологии, который стал национальной стратегией Южной Кореи.
Искусственное происхождение двух "плато" в западной части Сеула выдают только их прямоугольные формы. Сейчас они засеяны садовой ромашкой, ковылем и цветущим кустарником, напоминая бескрайние европейские луга. От чрезмерной жары спасают традиционные в Корее беседки с соломенными крышами и деревянным настилом на полу, а также каменные колонки с питьевой водой, разумеется, поступающей не из мусорных глубин, а по водопроводу.
Свалка была "заложена" в 1978 году на месте небольшого "Острова орхидей" на протекающей через весь Сеул реке Ханган. Никто тогда не задумывался о переработке отходов, и мусор просто сваливали в одно место.
Как было каким-то образом подсчитано, около 13 миллионов тяжелых мусоровозов опрокинули содержимое своих кузовов на этой свалке, достигшей почти стометровой высоты. Ее засыпали толстенным слоем земли, укрепили пластиковыми сетками и озеленили.
Над созданными таким образом лугами беззвучно машут лопастями ветряные турбины на высоких мачтах, вырабатывая электроэнергию, количество которой отображается красными цифрами на мониторах внизу. Ухоженные дорожки, пересекают луга в нескольких направлениях, и между ними еле заметны органично вписывающиеся в ландшафт деревянные колодцы, соединенные под землей трубами. По ним из горы мусора откачивают образующийся в результате гниения газ, который используют для производства электричества. Его хватает не только для содержания парка, но и для снабжения порядка девяти тысяч квартир близлежащих многоэтажек.
Еще один пример перемен - восстановление запрятанной в свое время под землю реки Чхонгечхон, которым занялся нынешний президент Республики Корея Ли Мен Бак в бытность мэра Сеула. Бытует мнение, что успех этого проекта во многом обеспечил победу его на выборах в конце 2007 года. Избиратели поверили, что такой лидер сможет преобразовать и всю страну в условиях страдающей по-своему южнокорейской экономики.
Мелководная река Чхонгечхон, впадающая в величественный Ханган, доставляла в прошлом немало хлопот сеульцам из-за постоянных наводнений в сезоны дождей. После Корейской войны 1950-1953 годов беженцы и потерявшие кров жители стали селиться вдоль ее берегов, хаотично строя на сваях деревянные хибары, бывшие подобием нынешних бразильских фавел в Рио-де-Жанейро. В годы индустриального развития Южной Кореи лачуги бедноты снесли, а реку полностью "похоронили" в 1978 году, запрятав ее в подземный водопровод, сверху которого проложили автодорогу.
Чхонгечхон стал символом индустриального развития южнокорейского государства. Но дорога быстро задохнулась от перегруженного трафика, а вдоль нее выросли, а потом безвозвратно устарели уродливые, похожие на улья здания, внизу которых ютились торговые лавки и склады товаров.
И вот бывший мэр Сеула решил возродить былую реку и достать ее из-под земли, превратив в экологически чистую зону в центре столицы в 2005 году.
Река Чхонгечхон, прозрачная как родник, течет теперь вдоль гранитных берегов, бамбуковых зарослей, под пешеходными мостками и автомобильными эстакадами. Утки стайками снуют между берегами, надеясь, что получат угощения от гуляющих по набережным горожан. Рыбы разных видов и величины протискиваются меж искусственных порогов, над которыми вьются стрекозы, а вокруг речного парка, протянувшегося на восемь километров, высится современный город, кажущийся незаметным в умиротворенной атмосфере Чхонгечхона.
На одном из берегов корейцы построили музей, в котором подробно показана и изложена история реки и усилия людей по ее окультуриванию с давних времен. С ее изменениями менялась и жизнь людей, населявших город, и новое рождение русла Чхонгечхона стало символом современной Кореи, стремящейся уже не к стремительной индустриализации, а к "медленной жизни" и возвращению к природе.
Такой подход к окружающей среде лежит в основе политики "зеленого роста", в котором корейцы видят решение многих проблем, в том числе, путь предотвращения экономических кризисов. Кроме того, преображение "заиндустриализованных" частей страны в экологически чистые районы создает позитивный настрой жителей страны. И это как раз та сфера, в которой обеспечен успех, и она показалась привлекательной для правительства Южной Кореи.
Во всяком случае, выполнить обещания по "озеленению" экономики куда проще, чем решить реальные экономические проблемы или улучшать отношения с Северной Кореей, не говоря уже о задаче национального объединения. В данном случае, результаты проектов по преобразованию окружающей среды видны, как на ладони, их замечает население, и они создают ощущение обновления и прогресса, улучшения условий жизни. Это беспроигрышная стратегия, и ее ловко взяли на вооружение южнокорейские политики.