С.-ПЕТЕРБУРГ, 5 окт - РИА Новости. Судно Arctic Sea уже не первые сутки стоит в 60-ти милях к востоку от Гибралтара, и вопрос, с кем вести переговоры по проблемам, связанным с необходимостью соблюдения всех процедур передачи судна, пока остается открытым для судовладельца, сообщил РИА Новости директор финской компании Solhart, которая является оператором судна и владеет 100% акций мальтийской компании-судовладельца сухогруза, Виктор Матвеев.
Сухогруз Arctic Sea с российским экипажем из 15 человек, который следовал из Финляндии в Алжир с грузом древесины, после таинственного исчезновения в конце июля был обнаружен в Атлантике недалеко от Кабо-Верде 16 августа. По данным следствия, судно было захвачено восемью гражданами Эстонии, Латвии и России. Спецоперацию по освобождению экипажа провели моряки Черноморского флота РФ.
После освобождения сухогруза 11 членов экипажа были отправлены самолетом в Россию. На борту судна оставались 4 члена экипажа, включая капитана, а также начали работу российские следователи.
В СМИ звучали предположения, что сухогруз мог перевозить не только древесину. В частности, выдвигались версии, что на борту были наркотики и даже ракеты С-300. СКП РФ после проведения на борту следственных действий заявил, что на борту сухогруза не было обнаружено никакого постороннего груза, помимо заявленных к перевозке древесины и пиломатериалов.
В начале сентября сухогруз был отбуксирован в район Лас-Пальмоса, где, по данным СКП РФ 17 сентября должна была быть осуществлена передача сухогруза судовладельцу, однако этого не произошло. Спустя несколько дней сухогруз на буксире покинул этот район.
"Ситуация более чем странная и сложная... Уже не первые сутки сухогруз находится в 60 милях к востоку от Гибралтара - между Марокко и Испанией ", - сказал РИА Новости Матвеев.
Он заявил, что у России есть желание передать судно, а у судовладельца есть желание принять сухогруз. "Но у нас нет понимания того, с кем вести переговоры по вопросам, связанным с необходимостью соблюдения всех процедур по передаче судна... С кем общаться по этому поводу, кто несет ответственность, за то, что сейчас происходит, я не знаю", - сказал собеседник агентства.
Он добавил, что посылать новый экипаж можно на судно, у которого есть владелец. "Согласно морскому праву, оно должно находиться под юрисдикцией Мальты, однако до сих пор остается в ведении российских властей", - сказал собеседник агентства.
По его словам, ему постоянно поступают звонки "от различных организаций", которые задают вопросы, готова ли компания послать на смену экипаж и восстановить сухогруз. Матвеев отметил, что компания готова решить эти вопросы, однако для этого судно должно зайти в порт, процедура приемки судна должна быть согласована и выполнена в полном соответствии с законодательством Республики Мальта, под флагом которой ходит сухогруз, а также должен быть урегулирован еще ряд вопросов.
При этом Матвеев отметил, что когда судно находилось в районе Лас-Пальмоса, компания сделала все необходимые шаги, чтобы осуществить прием судна. "Было отправлено снабжение для ремонта, приехали инженеры, прибыл представитель судовладельца, уполномоченный принимать судно", - сказал собеседник агентства.
Однако, по его словам, у компании не было возможности принять судно, поскольку СКП не выполнил ранее достигнутых договоренностей по урегулированию ряда вопросов, лежащих в области морского права.
Между тем, четыре жены моряков сухогруза Arctic Sea написали открытое письмо премьер-министру РФ Владимиру Путину с просьбой срочно вернуть мужей домой. Как говорится в тексте письма, который приводится на сайте "Морской бюллетень - Совфрахт", их мужья нуждаются в срочной медицинской и психологической помощи, и находятся в полной информационной изоляции 74 дня.