Владимир Рыжков, член президиума СВОП, профессор Высшей школы экономики, для РИА Новости.
На недавней Генеральной Ассамблее ООН в Нью-Йорке российский президент Дмитрий Медведев вновь вернулся к своей прошлогодней инициативе о подготовке и подписании нового всеобъемлющего договора о европейской безопасности (ДЕБ).
Россия все последние годы выражает глубокое неудовольствие сложившимся положением дел, при котором организации, в которые входит Россия, либо практически бездействуют (как ОБСЕ), или, того хуже, свели свою деятельность, по мнению Москвы, к вмешательству во внутренние дела России и других государств, занимаясь мониторингом и оценками выборов, состоянием прав человека, свободы слова и т.д. (как Совет Европы и та же ОБСЕ).
На этом фоне происходит дальнейшее расширение НАТО на восток, развертывание новых систем вооружений, отказ от выполнения своих обязательств по договору ДОВСЕ (как пример можно привести отложенные недавно планы США по развертыванию систем ПРО в Польше и Чехии), что в Москве расценивают как обеспечение своей безопасности за счет других (той же России).
Россию не устраивают претензии НАТО на роль едва ли единственного гаранта безопасности в Европе, паралич ОБСЕ в части первой и второй «корзин», односторонняя политика США, которые последние годы действовали без оглядки не только на СБ ООН, но и часто - на своих союзников в Европе.
Дмитрий Медведев призвал все заинтересованные государства разработать и подписать юридически обязывающий документ, основанный на «принципе неделимости безопасности», в том числе закрепляющий обязательство «не обеспечивать свою безопасность за счет других». На форуме по международной безопасности во французском Эвиане российский президент сформулировал пять основных принципов нового ДЕБ:
- подтверждение базовых принципов безопасности и межгосударственных отношений на евроатлантическом пространстве;
- недопустимость применения силы или угрозы ее применения в международных отношениях;
- гарантии обеспечения равной безопасности;
- запрет на эксклюзивное право любого государства и международной организации на поддержание мира и стабильности в Европе;
- установление базовых параметров контроля над вооружениями и разумной достаточности в военном строительстве.
За этими общими принципами читается желание Москвы добиться юридических гарантий со стороны США и Запада в части:
- прекращения процесса расширения НАТО в направлении российских границ, прежде всего, невступления в альянс Украины и Грузии;
- отказа от размещения в Европе новых систем вооружения и военной инфраструктуры, количественных ограничений вооружений, их возможных изменений только в согласованном формате;
- разграничения юридически и на практике сфер ответственности между основными организациями безопасности, действующими в регионе «большой Европы» (иначе – «сфер влияния») – НАТО, ОДКБ, ОБСЕ, возможно ШОС.
- ограничение односторонней активности США в регионе, в том числе в тех странах, которые Москва считает своей «сферой жизненных интересов».
В качестве конкретного формата нового ДЕБ Медведев предложил подумать о модернизации ОБСЕ, наполнении новым содержанием, и главное – полномочиями этой организации, прежде всего, в рамках первой «корзины». Тем самым ОБСЕ, как единственная панъевропейская организация безопасности, включающая Россию, могла бы сломать складывающуюся монополию НАТО, обеспечить единую политику безопасности во всем мегарегионе. То есть подготовить соглашение «Хельсинки плюс».
Однако есть большие сомнения, что эта самая значимая за последние годы российская внешнеполитическая инициатива найдет достаточное число сторонников и будет реализована. На то есть ряд серьезных причин.
Во-первых, далеко не все разделяют мнение Москвы о негодности существующей системы безопасности. Напротив, очень многих она полностью устраивает (не только США, но и большинство европейских государств). Об этом уже заявили США, верховный представитель ЕС по внешней политике и политике безопасности Хавьер Солана и ряд других. Вместо этого предлагается активнее использовать уже имеющиеся механизмы – Совет Россия-НАТО, ОБСЕ, постоянный диалог по линии Россия – ЕС.
Во-вторых, вряд ли имеет смысла создавать новую организацию, когда нарушаются обязательства в рамках существующих (признание Косово, Абхазии и Южной Осетии, нарушения обязательств России в рамках Совета Европы, односторонние действия НАТО и т.д.)
Основной проблемой является не плохой дизайн существующих организаций, а отсутствие доверия и взаимопонимания между их участниками. Именно это часто блокирует принятие решений в рамках СБ ООН, парализует работу ОБСЕ, Совета Россия – НАТО, диалога по линии Россия – ЕС, Совета Европы. Любая новая организация может столкнуться с таким же параличом в своей деятельности.
Подписание нового договора ДЕБ требует консенсуса всех государств евроатлантического мегарегиона. Возможно ли будет добиться подписей Сербии, Грузии, Армении, Азербайджана и др. без пересмотра принятых решений о признании Косова, Абхазии, Южной Осетии, урегулирования проблемы Нагорного Карабаха? Возможен ли такой пересмотр и такое урегулирование? А без этих и еще десятка стран с неурегулированными претензиями можно ли говорить о всеобъемлющем характере нового договора?
В силу этих причин новый ДЕБ, скорее всего, не имеет серьезных перспектив. В то же время начавшийся вокруг него диалог может быть полезен для уточнения взаимных позиций сторон, их учета в практической политике, повышения эффективности и дееспособности существующих организаций и форматов взаимодействия, налаживания взаимодействия между до того не взаимодействовавшими международными организациями (например, между НАТО, ОДКБ и ШОС). Подобная дискуссия может способствовать выработке столь необходимого духа доверия и взаимопонимания. Одну из ключевых ролей в этом процессе может сыграть диалог России и Европейского Союза, договорившихся в 2003 году строить, помимо прочего, общее пространство внешней безопасности, что необходимо закрепить в новом договоре Россия – ЕС, который готовят сейчас Москва и Брюссель.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции