Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.
Что на самом деле произошло на изолированной от толпы журналистов вилле на окраине Женевы, где пять постоянных членов Совбеза ООН плюс Германия совещались с Ираном? Не то, чтобы речь о некоем секретном протоколе: факты достигнутых договоренностей известны. Вопрос, скорее, в том, что эти факты означают.
Если верить широко пропагандируемой накануне Женевы версии событий, то США и их партнеры вознамерились всерьез испугать Иран санкциями за его ядерные эксперименты (а больше всего испугать тем, что Россия пообещала присоединиться к санкциям, после снятия Америкой вопроса о ПРО в Европе). В этом случае Иран не может не сломаться. Именно так, по этой версии, все и произошло.
Но следовало бы посмотреть на те же события и по-другому. Женева давала США и Ирану долгожданный шанс поверить друг другу и начать сближение и нормализацию отношений. К чему их подталкивала и Россия, и Китай - участник переговоров, и сама логика провалившихся лет давления на Иран. Вот это, в итоге, в Женеве и случилось.
Во всех запутанных, тупиковых ситуациях типа иранской (корейской, ближневосточной) есть одна общая особенность. Всем заранее известно, как должно выглядеть компромиссное решение. Вопрос только в выборе момента, когда обе враждующие стороны, наконец, отбросят страхи и сомнения и начнут эти давно очевидные договоренности выполнять.
В случае с Ираном решение также было всем известно заранее. Эту страну обвиняют в том, что она обогащает на своих центрифугах уран, из которого можно сделать ядерную боеголовку? А сама она заявляет, что производит совсем другой уран, в другой стадии обогащения, для мирных целей? Значит, надо вынести часть цикла обогащения за пределы Ирана, например - в Россию. Этой идее (российской) уже года четыре. Но в этот раз в Женеве она, похоже, прошла. С необходимой осторожностью можно сказать, что Тегеран готов отдавать низкообогащенный уран для дополнительного обогащения «в любую третью страну» - в Россию, скорее всего - и получать его оттуда в такой стадии обогащения, которая не имеет отношения к ядерному оружию.
Так же легко решился только что вскрывшийся сенсационный вопрос о втором, тайном предприятии по обогащению, под городом Кум. Иран заявляет, что центрифуги завода делают совсем другой, невоенный уран? Но ведь несложно это доказать. И вот в Женеве решено, что буквально в течение нескольких дней в Иран выезжает глава МАГАТЭ Мохаммед Эль-Барадеи, договориться об инспекциях кумской сенсации. И, судя по всему, его инспекторы действительно увидят то, что говорят иранцы, иначе зачем бы им нужно было его туда приглашать?
Возникает, конечно, вопрос - а зачем же Иран два года скрывал этот мирный завод от МАГАТЭ и всех прочих? А чтобы привести партнеров по переговорам - вот эту «шестерку» - в ужас и склонить ее к компромиссу. То есть, создана страшилка, ядерный фантом (северные корейцы только этим и занимаются). Вы нас пугаете санкциями, а мы вас - секретным заводом.
А теперь посмотрим, что реально было ключевой частью женевских переговоров. Заранее было известно, что на них состоится важный контакт один на один представителя администрации Обамы - замгоссекретаря Уильяма Бернса - с секретарем Высшего Совета национальной безопасности Ирана Саидом Джалили. И это произошло. Кстати, одновременно министр иностранных дел Ирана Манучер Моттаки оказался в Вашингтоне, якобы с частным визитом.
Судя по счастливой реакции всех участников переговоров, на этой встрече один на один, и в целом, достигнуто нечто такое, на что и не надеялись. То есть - возможно - запущен процесс, который стоял на месте семь лет (возраст «иранской проблемы»).
Что же это за процесс? Если коротко, то начало американо-иранской нормализации. Именно в ней все дело, а не в ядерной проблеме, этой разменной монете.
Именно к этому мягко подталкивали Вашингтон и Иран все, включая Москву. Вряд ли следовало думать, что Россия стала бы подыгрывать Обаме, если бы он просто продолжал бы политику Буша - давить Иран санкциями и угрозами. Иран для России - это сосед, каспийская держава, важная для кавказской, среднеазиатской и всех прочих политик Москвы. И ни за какие ПРО это отдавать нельзя. А вот помочь администрации Обамы выйти из тупика политики Буша - да, это другое дело. Примерно такова же позиция Китая. При этом обе страны потратили куда больше усилий на уговоры Ирана, который, прямо скажем, вел себя по привычке заносчиво и скандально.
Для Барака Обамы очевидно, что не только он сам, но еще и Буш вряд ли бы нанес по Ирану военный удар или начал бы полномасштабную войну, сил бы не хватило. А все прочие виды давления уже были и не сработали (в случае с Северной Кореей и в нескольких подобных случаях - аналогично). И главная проблема даже не в том, как договориться с Ираном, а как объяснить консервативной половине Америки и еще Израилю, что именно сейчас надо менять 30-летнюю антииранскую политику США. Достаточно почитать одного из колумнистов сегодняшней «Вашингтон пост», называющего Обаму шоуменом, наивным мечтателем и т.д. Что понятно - ведь если у Обамы во внешней политике получится все то, что не получалось у Буша, то республиканскую партию вообще можно распускать.
Ну, и для Ирана очевидно, что если он довел бы дело до частичных (то есть американо-европейских) санкций против себя, то это все же было бы неприятно, хотя не смертельно. Также понятно, что Обама - не Буш, с ним можно о чем-то договориться, и если не сейчас, то когда? Еще понятно, что не надо мешать России и Китаю приводить их отношения с США в норму.
В общем, момент для первых шагов в сторону договоренностей с США подходящий. В Женеве эти шаги были, очевидно, сделаны. И сейчас - судя, в частности, по комментариям Обамы и госсекретаря Хилари Клинтон - главное, чтобы не сорвалось - на мелочах, на пустяках. А это очень даже может произойти, с учетом того, что консерваторы в Иране, США, да и в других странах друг друга стоят. И постараются придумать какую-то частность и мелочь, чтобы заморозить первые ростки доверия.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции