МОСКВА, 2 окт - РИА Новости. Похолодание уже пришло московский регион, не за горами и заморозки, однако горячая пора в шиномонтажных мастерских еще не наступила - автомобилисты откладывают смену колес до последнего. Между тем эксперты утверждают, что делать это необходимо, причем заранее, объясняют почему, советуют, как выбрать зимнюю резину, рассказывают, как лучше подготовить машину к зиме, а также развеивают популярные среди автолюбителей мифы.
Менять или не менять?
Менять резину с летней на зимнюю с наступлением холодов совершенно необходимо - на летних шинах значительно увеличивается тормозной путь, а значит, растет риск ДТП, сказал РИА Новости автомобильный обозреватель радиостанции "Эхо Москвы" Александр Пикуленко.
"Отсутствие зимой зимней резины, продолжение езды на летней просто очень опасно, потому что тормозной путь увеличивается в разы. Если вы тормозите на нешипованной зимней резине по промерзшему асфальтобетону - вы уже на этой резине остановились, а автомобиль на летней резине будет иметь скорость около 20-25 километров в час", - сказал Пикуленко.
По его мнению, вопрос об использовании шипованной резины следует решать в зависимости от того, в каких условиях используется автомобиль.
"В Москве многие предпочитают ездить на так называемых фрикционных шинах - это зимние шины без шипов, в просторечии называемые "липучками". Те, кто использует машину за пределами города надевают шипы. А если машина заднеприводная, то, конечно, предпочтительнее, чтобы машина была одета в шипованную резину", - сказал Пикуленко.
Менять шины, по его словам, следует, когда среднесуточная температура падает до семи градусов тепла.
Когда менять?
"Первый заморозок опасен именно своей неожиданностью и тем, что он создает тонкий слой льда. Если солнце выйдет, конечно, он растает, но это уже звонок к тому, что в принципе, надо готовить зимнюю резину", - сказал РИА Новости лидер Всероссийского движения автомобилистов "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков.
Он отметил, что смену резины положено делать тогда, когда температура уже достаточно стабильная: для летней резины это плюсовая температура не менее шести-семи градусов, а зимнюю резину ставят при выпадении первого снега.
"Но в принципе, ее можно одеть немного раньше - как только температура снизилась до плюс 5, подошла к нулевой отметке, уже ожидаются заморозки и снег, можно переобуть резину на зимнюю - с тем, чтобы собственно снегопад и резкое изменение погоды вас не застали врасплох", - добавил Лысаков.
При этом эксперт подчеркнул, что "переобувать" резину надо обязательно.
"Летняя резина совершенно не годится зимой, потому что она дубеет, и у нее тормозной путь значительно больше, чем у всесезонной или зимней резины. А зимняя резина, особенно шипованная, в свою очередь, хуже тормозит на сухом асфальте", - сказал Лысаков.
Во время первых заморозков эксперт посоветовал автомобилистам быть особенно внимательными на мостах, переездах и возвышенных местах.
Ведущий передачи "Автоликбез" на "Авторадио" Юрий Гейко советует менять резину, когда средний показатель температуры приближается к двум-четырем градусам.
"Снег может нагрянуть совершенно неожиданно. Ничего страшного с зимней резиной не будет, если она без шипов. Она при пониженных температурах не сильно изнашивается", - сказал он РИА Новости.
Эксперт добавил, что сейчас автолюбители могут избегнуть очередей, так как в "шиномонтажках" практические нет народу.
"А вообще тем, кто не очень уверенно себя чувствует (за рулем), я бы первые снегопады посоветовал переждать. Лучше быть бараном в стаде мудрецов, чем мудрецом в стаде баранов. Я, например, собирался на этой неделе поменять резину", - сказал Гейко, уточнив, что по Москве ездит на нешипованной резине.
Шипы или не шипы?
По словам Гейко, использовать шипованную резину в столице не имеет смысла.
"В Москве, я посчитал, примерно три-пять дней действительно скользко, когда шипы нужны. А так это просто мокрый асфальт, на котором шипы только удлиняют тормозной путь", - отметил эксперт.
Лысаков назвал езду на шипованной резине "делом вкуса", согласившись, что в Москве, где практически не бывает снега и льда на дорогах, она не нужна.
"В городе снег растапливается, в том числе и от применения химических реагентов, смешивается с остатками машинного масла, с выхлопными газами и получается такая жижа, каша. В таких условиях, на мой взгляд, шипы абсолютно необязательны, тем более, что они утяжеляют подвеску, от чего она быстрее разбивается", - сказал Лысаков.
При этом он отметил, что для тех, кто ездит не только по Москве, но и выезжает в область, где дороги могут быть заметены снегом и есть участки со льдом, есть смысл ставить шипованнную резину.
Можно ли спастись от реагентов
По мнению Лысакова, защитить автомобиль от воздействия реагентов практически невозможно.
"Реагенты вместе со снегом должны, по идее, убираться с улиц, но они остаются. К этой каше из снега и реагентов примешиваются еще машинные масла, выхлопные газы. Мало того, что эту жижу невозможно смыть со стекла, так она еще воздействует на металл и резину наших автомобилей. Если резина еще более-менее воспринимает, то подвеска, металл - они достаточно быстро начинают ржаветь", - сказал он.
Гейко, в свою очередь, отметил, что хороший автолюбитель через каждые две-три зимы свою машину антикоррозионно обрабатывает, "но сейчас уже не те времена, когда машина служила по 15-20 лет, когда на нее полжизни копили".
Для тех, у кого зима будет первой
Молодым автомобилистам, которые еще не ездили зимой, эксперты посоветовали быть особенно внимательными на дорогах.
Лысаков порекомендовал им пройти дополнительные курсы, так называемого, экстремального вождения, где их могут обучить навыкам зимнего вождения и показать, как будет вести себя на скользкой поверхности конкретно их автомобиль.
"Но в любом случае проявлять осторожность, держать дистанцию с впереди идущим автомобилем, ни в коем случае резко не тормозить, если это коробка автомат - то лучше отключить овердрайв - с тем чтобы на более пониженных передачах машина двигалась", - отметил эксперт.
Гейко посоветовал потренироваться перед зимним сезоном не только новичкам.
"Даже тем, кто уверенно себя чувствует за рулем, я бы посоветовал в первые скользкие дни потренироваться на каких-нибудь плоских пространствах, ощутить лед, прежде чем выезжать на скользкие улицы. Я это делаю, несмотря на то, что человек опытный. За сухие летние теплые месяцы навыки уходят, и их надо возобновлять. Это как язык, если долго им не пользоваться, то забываешь", - заключил собеседник агентства.
Дороги губят не шипы
Авто-спец "Эха Москвы" не согласен с мнением, что использование шипов разрушает дороги. "Это не совсем правда, потому что у нас минимальное количество автомобилей обуто в шипованные шины. Их надевают, но меньшинство, и большегрузные автомобили оказывают большее воздействие, чем легковые", - считает Пикуленко.
Проблема в том, что само по себе дорожное покрытие - не очень качественное, сказал эксперт РИА Новости.
"Главная проблема - возникновение колейности, а это не имеет отношения к проблеме шипованной резины", - отметил Пикуленко.
По его оценкам, сейчас чуть больше половины автомобилистов вообще используют любую зимнюю резину, и из них только 17% - шипованную, остальные либо не меняют резину вообще, либо используют "всесезонку".
Говоря о проекте законодательного регулирования использования шин, Пикуленко напомнил, что в ноябре 2008 года мэр Москвы Юрий Лужков выступил с предложением ввести налог или запретить использование шипованной резины летом.
В столице "все по плану"
Предупреждения синоптиков о надвигающемся на Москву похолодании не вызвали ажиотажа ни среди городских хозслужб, ни среди московских автомобилистов.
Как сообщила РИА Новости главный специалист Гидрометеобюро Москвы и области Татьяна Позднякова, в выходные в столичный регион придет атлантический циклон, который принесет арктический холод - по области в ночь с пятницу на субботу и с субботы на воскресенье возможны заморозки до минус 1 градуса. Снег, по словам специалиста, маловероятен. В более раннем прогнозе, опубликованном на сайте "Метеоновости", первый мокрый снег в московском регионе обещался уже в ночь с пятницы на субботу.
В столичном департаменте ЖКХ и благоустройства уверены, что зимняя техника и химикаты для уборки улиц пока не потребуются.
"Ну, что вы, какие реагенты? Если первый снег и выпадет, он тут же растает и никому не доставит никаких проблем", - сказал РИА Новости сотрудник пресс-службы ведомства.
По его словам, все "идет по плану". А это значит, что, согласно распоряжению первого заместителя мэра в правительстве Москвы Петра Бирюкова, зимние уборочные машины выйдут на круглосуточное дежурство не раньше 1 ноября.
Автолюбители "пока спят"
Московские автомобилисты также не торопятся менять летнюю резину на зимнюю.
"Пока все спят, никто зимнюю резину не покупает", - рассказал РИА Новости владелец магазина автозапчастей на севере столицы Дмитрий Назаров.
"Обычно резину у нас не меняют до последнего - пока не пойдут сводки о сплошных авариях на дорогах", - сказал собеседник агентства.
По его словам, предупреждения о первом снеге действительно не повод бросаться менять летние шины на зимние.
"Первый снег не показатель, днем температура повысится, все растает, дорога подсохнет, и можно спокойно ездить на летней резине и дальше. Если вы поменяете резину, то будете потом ездить и разбивать дороги. Вот к середине октября, да, надо задуматься о том, чтобы поменять резину", - считает он.
Впрочем, подготовиться к зиме можно уже сейчас, купив комплект зимних шин. По словам специалиста, цены на сезонный товар потихоньку начинают ползти вверх, а к моменту ажиотажа - где-то в конце октября - поднимутся на 15-20%.
На сегодняшний день стоимость одной покрышки для легкового автомобиля среднего класса составляет около 2,5 тысяч рублей.
Покупать "резину" специалисты рекомендуют только в проверенных местах - специализированных салонах и магазинах.
"Не надо покупать покрышки вместе с памперсами в гипермаркетах. Цены там привлекательны, но последствия могут быть плачевны. Зимой ездить опаснее, чем летом, и к выбору зимней резины надо подойти с умом", - отметил Назаров.