Рейтинг@Mail.ru
Кельты возвращаются в Большую Европу - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Кельты возвращаются в Большую Европу

© BK59Кельты возвращаются в Большую Европу
Кельты возвращаются в Большую Европу
Читать ria.ru в
Больше года, с 12 июня 2008-го, ирландцы обдумывали свое отношение к новой конституции Европы - и вот 2 октября идут на повторный референдум по судьбе Лиссабонского договора. Изменчивая, взбалмошная и упрямая кельтская натура, похоже, сделала сейчас очередной поворот, и теперь Ирландия почти наверняка проголосует «за» Лиссабон.

Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.

Больше года, с 12 июня 2008-го, ирландцы обдумывали свое отношение к новой конституции Европы - и вот 2 октября идут на повторный референдум по судьбе Лиссабонского договора. Изменчивая, взбалмошная и упрямая кельтская натура, похоже, сделала сейчас очередной поворот, и теперь европейский «остров-плохиш» - Ирландия - почти наверняка (вероятность примерно 99%) проголосует «за» Лиссабон. Ирландская республика, надо сказать, единственная из 27 стран Европейского союза, которая вынесла этот вопрос на всенародный плебисцит. Тогда «нет» Лиссабону сказали 53,4% голосовавших.

Если верить самым последним опросам общественного мнения на «изумрудном острове», теперь отношение кельтов к новой конституции изменилось с точностью до наоборот. «За» выступают почти 55%, «против» 27% и раздумывают 18%. Так что есть большая надежда на то, что Европа все-таки получит к декабрю новую конституцию, чтобы жить с ней с 1 января 2010-го.

Мне лично кажется, что на этот раз еврофилия победит в стране еврофобию. Почему? Да потому, что на этот раз главным аргументом кампании «за» стала страшнейшая для ирландского ума угроза: кто-то очень мудрый придумал, что если кельты и теперь отвергнут Лиссабонский договор, то попадут в полную зависимость (культурную, экономическую, политическую, транспортную, пивную, говяжью, молочную, и еще бог весть какую) к британцам. К власти у соседа-антагониста на предстоящих в следующем году выборах вполне могут прийти консерваторы - убежденные противники Лиссабона. Сказать такое ирландцу – все равно, что объявить о предстоящем запрете на продажу, скажем, пива Guinness и/или исполнение ирландских песен, после потребления оного.

Ирландцы уже не первый раз выкидывают такие плебисцитные кульбиты. В 2001-м они уже «прокатывали» Договор Ниццы о расширении ЕС, а в 2002-м провели replay и одобрили его таким же процентов голосов, каким ранее отвергли. Ах, Ирландия, Ирландия…

Здесь надо напомнить, что Лиссабонский договор 2007 года - это все та же Европейская Конституция, отвергнутая еще на референдумах во Франции и Голландии в 2005 году. Ее «творчески» переработала группа во главе с бывшим президентом Франции Валерии Жискар д’Эстеном и в 2007-м году представила ЕС Лиссабонский договор о реформе. Та же конституция, только, если можно так выразиться, с «пониженным содержанием никотина». Его основная суть - масштабная реформа управляющих структур ЕС - полностью сохранена. Лиссабон, самое главное, вводит новую систему голосования по формуле квалифицированного или «двойного большинства», т.е. лишает строптивые страны восточной Европы права ветировать любые решения. Система начнет действовать с 2014 года. По ней решение считается принятым, если за него проголосовали представители 55% государств ЕС, в которых проживает не менее 65% населения. Плюс вводится не ротируемый, а постоянный (на два с половиной года) пост президента ЕС. Сокращается и число еврокомиссаров (министров ЕС) в Брюсселе с 27 до, вероятно, 17-20.

По большому счету, если ирландцы, случись на острове в пятницу 2 октября нечто совершенно невероятное, снова скажут Лиссабону «No», то никакой особой катастрофы в ЕС не произойдет. Произойдет другое. Произойдет превращение Большой Европы в некое подобие Великой Швейцарской конфедерации с кантонами большими, средними и малыми, с соответствующим ущемлением в правах последних, несогласных с курсом «взрослых».

Французы и немцы, например уже подготовили на случай повторения прошлогоднего ирландского рецидива «план B». Президент Франции Николя Саркози и канцлер Германии Ангела Меркель, если верить французским и немецким газетам, готовы, в случае очередного ирландского «заскока», осуществить идею «двухскоростной Европы»: неготовые к дальнейшей интеграции страны пусть остаются позади – Германия и Франция поведут за собой готовых. И пусть отстающие пеняют на себя.

Этот план предусматривает, в числе прочего, создание отдельных европейских вооруженных сил и укрепление франко-германского экономического союза. И даже, по сведениям из ближайшего окружения Николя Саркози, назначение немецких министров во французский кабинет и наоборот. Французы не скрывают, что к формированию новой оси Париж-Берлин Саркози подвигли: а) финансовый и экономический кризис; b) невозможность создать союз с Британией лейбористов; c) раздражение тем, что президент Обама не принял ни одно из его предложений по преодолению кризиса и, наконец, d) общее разочарование англосакской составляющей всей мировой политики. Саркози теперь тянет к Ангеле Меркель, с которой сначала отношения у него не складывались.

 Если верить газетам Франции и Германии, Париж и Бонн якобы даже готовы объявить о своей новой l’Entente cordiale, новой штаб-квартире европейских сил обороны, на предстоящем в ноябре праздновании 20-й годовщины падения Берлинской стены. Это если в Ирландии сорвется голосование. Если будет «Да», то, если верить немецким политикам, ось все равно сформируется. Но без спешки, привязанной к Лиссабону.

«Франко-германская ось, - заявил бывший министр иностранных дел Германии Йошка Фишер французской Le Monde, – должна возникнуть сама по себе. Вне зависимости от судьбы Лиссабонского договора. Центром притяжения в Европе могут быть только Париж и Берлин. Британия предпочла остаться на краю. Италия? Италия есть… Италия. Польше еще далеко идти (до Европы), а Испания увязла в кризисе».

Тут надо сказать, что первой жертвой нового франко-немецкого сближения будет бывший британский премьер Тони Блэр. Его какое-то время серьезно прочили в президенты перелицованного Европейского союза. Но теперь стало ясно, что Блэр не подойдет Саркози и Меркель по причине его тяжелой «англосакской генетики». Теперь в фавориты на пост вышли германские «родственники» Германии и романские – Франции. Чаще других называются кандидатуры бывшего премьера Испании, социалиста Фелипе Гонсалеса и премьера Люксембурга Жана-Клода Юнкера.

На сегодняшний день Лиссабонский договор ратифицировали 25 из 27 стран ЕС. В Чехии он уже прошел эту процедуру в парламенте, но для «полного оформления» нуждается еще в подписи президента Вацлава Клауса. Последний пока наотрез отказывается это сделать, считая, что новая конституция ущемляет национальные права членов. Председатель комиссии ЕС Мануэль Баррозу уже заявил, что если президент этого не сделает, то ЕС пойдет дальше, а Чехия останется без своего комиссара в комиссии. Президент Польши Лех Качиньский отказывается подписать Лиссабонский договор до итогов повторного референдума в Ирландии.

В общем, ирландцы своим первым «нет» Лиссабону, если и не перевернули все с ног на голову в Большой Европе, то мебель переставить кое-кого заставили.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала