Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Война в Грузии началась с обстрела Цхинвали - доклад комиссии

© РИА Новости / Михаил ФомичевВ городе Цхинвали, подвергшемся нападению грузинских войскВ городе Цхинвали, подвергшемся нападению грузинских войск
Комиссия пришла к выводу, что обстрел Цхинвали со стороны Грузии в августе 2008 года стал кульминацией длительного периода "нарастания напряженности, провокаций и инцидентов". По мнению авторов доклада, конфликт уходит корнями в историю региона, в национальные традиции живущих там народов. Он вырос на почве взаимного непонимания, которое порой использовалось отнюдь не в благих целях, констатируют авторы доклада.

МОСКВА, 30 сен - РИА Новости. Грузинские вооруженные силы в ночь с 7 на 8 августа 2008 года осуществили массированный артиллерийский обстрел югоосетинского города Цхинвали, говорится в опубликованном в среду докладе международной комиссии по расследованию обстоятельств конфликта в Грузии.

Как отмечается на 10-й странице первой части документа, в которой приводятся общие выводы комиссии, обстрел Цхинвали со стороны Грузии положил начало широкомасштабному вооруженному конфликту на Кавказе.

Вскоре после этой атаки и "других действий грузинских вооруженных сил в отношении Цхинвали и прилегающих районов" в ситуацию вмешались российские, югоосетинские и абхазские военные части и "вооруженные элементы", говорится в докладе. Через короткое время грузинское вторжение в Южную Осетию было остановлено.

В документе отмечается, что российские вооруженные силы при поддержке авиации и ВМФ продвинулись вглубь грузинской территории, достигли порта Поти и остановились недалеко от столицы Грузии, Тбилиси. Конфронтация переросла в межгосударственный и в то же время внутригосударственный конфликт, когда грузинским силам противостояли с одной стороны российские, с другой - югоосетинские и абхазские. Такого рода комбинация конфликтов разных уровней может расцениваться как нарушение международного гуманитарного права, отмечается в докладе.

Комиссия пришла к выводу, что обстрел Цхинвали со стороны Грузии в августе 2008 года стал кульминацией длительного периода "нарастания напряженности, провокаций и инцидентов". По мнению авторов доклада, конфликт уходит корнями в историю региона, в национальные традиции живущих там народов. Он вырос на почве взаимного непонимания, которое порой использовалось отнюдь не в благих целях, констатируют авторы доклада.

В документе неоднократно подчеркивается, что конфликт в Грузии начался с широкомасштабной военной агрессии грузинских сил в отношении Цхинвали. Так, на 19 странице первой части документа, говорится, что именно с военного нападения Грузии на Южную Осетию 7-8 августа началось открытое военное противостояние на Кавказе.

Противоречия представителей Грузии

Комиссия отмечает противоречия в заявлениях официальных представителей Грузии о причинах конфликта. Так, в самом начале военной операции командующий грузинским миротворческим батальоном Мамуки Курашвили заявил, что ее целью является восстановление конституционного порядка на территории Южной Осетии. Позже грузинская сторона попыталась опровергнуть его слова и стала утверждать, что огонь был открыт в ответ на агрессию с российской стороны.

В докладе подчеркивается, что комиссия по расследованию обстоятельств конфликта в Грузии не склонна рассматривать как достаточно обоснованные заявления Тбилиси, касающихся широкомасштабного военного вторжения России в Южную Осетию в период, предшествующий 8 августа 2008 года.

В то же время, отмечают авторы доклада, есть некоторое количество сообщений и публикаций, в том числе российских, о том, что РФ оказывала Южной Осетии и Абхазии военную помощь, поставляя боевую технику и помогая в подготовке собственных вооруженных сил до августовского конфликта.

Грузия действовала юридически неоправданно

Комиссия сочла использование Грузией военной силы против Южной Осетии неоправданным с точки зрения международного права. Даже если бы Грузия атаковала Цхинвали в ответ на агрессию с югоосетинской стороны, ее ответ должен был быть пропорциональным. Однако невозможно признать, что многочасовой обстрел города с использованием тяжелой артиллерии и систем залпового огня "Град" являлся необходимым и пропорциональным, констатируют авторы доклада.

Учитывая противозаконный характер военного нападения Грузии на Южную Осетию, действия последней можно трактовать как использование права на самооборону в рамках международного законодательства. В то же время операции югоосетинских сил, выходящие за рамки самообороны, в том числе направленные против этнических грузин на территории Южной Осетии и за ее пределами, должны рассматриваться как нарушающие международное гуманитарное право, указывается в документе.

Комиссия также признала юридически неоправданными действия Грузии в отношении российских миротворцев в Южной Осетии. В докладе подчеркивается, что в ходе проведенного независимого расследования не было найдено доказательств в поддержку заявлений грузинской стороны о якобы масштабном присутствии российских вооруженных сил в Южной Осетии в период, предшествующий конфликту. Также нет подтверждений тому, что российские миротворцы в Южной Осетии нарушали свои обязательства, предусмотренные международными соглашениями, а потому могли лишиться своего международного юридического статуса. Следовательно, использование Грузией силы против российских миротворческих сил в Цхинвали в ночь с 7 на 8 августа 2008 года противоречило международному праву, подчеркивается в документе.

Права ли Россия - однозначного ответа нет

Что же касается законности использования Россией военной силы против Грузии, то здесь комиссия не дает однозначного ответа. По ее мнению, реакцию РФ на действия Грузии необходимо разделить на два этапа. Первый - это немедленная реакция с целью защиты российских миротворцев, второй - вторжение российских сил в Грузию далеко за пределы ее административной границы с Южной Осетией. В первом случае мало кто сомневается, что, поскольку миротворцы подверглись нападению, у России было право на пропорциональное использование военных средств для их защиты. Дальнейшие же действия российских сил, в частности их продвижение вглубь грузинской территории, комиссия склонна расценивать как выходящие за разумные пределы обороны, говорится в документе.

Надежды на мир в регионе призрачны

Комиссия предупреждает, что, хотя вовлеченные в конфликт стороны заявили о приверженности мирному будущему, риск новой конфронтации остается серьезным. В докладе отмечается, что политические условия для урегулирования ситуации ухудшились после признания Москвой независимости Абхазии и Южной Осетии. Напряженность между участниками конфликта сохраняется, подчас она граничит с открытой враждебностью. Политические контакты между сторонами носят эпизодический и ограниченный характер, отмечается в документе.

Если в этих условиях Россия и Грузия не приложат двусторонних усилий для разрешения противоречий, надежды на мирное будущее в регионе немного, резюмируют авторы доклада.

Доклад - более тысячи страниц

Доклад комиссии насчитывает более 1,1 тысячи страниц. Он разделен на три части. В первой, состоящей из 43 страниц, содержатся общие выводы о причинах и обстоятельствах августовского конфликта в Грузии. Во второй части на 441 странице изложен исторический бэкграунд, содержащий сведения об отношениях Грузии с Россией, США, НАТО и ЕС, приводится информация о конфликтах и миротворческих усилиях в Абхазии и Южной Осетии в период с 1991 по 2008 год, затрагиваются некоторые юридические вопросы, а также излагается точка зрения на августовский конфликт грузинской, российской, югоосетинской и абхазской сторон.

Самая обширная, третья часть доклада, насчитывающая 639 страниц, посвящена документальным свидетельствам войны в Грузии. В третьем томе собраны различные документы, фотографии и иные материалы, полученные комиссией от участников конфликта и из других источников.

Международная комиссия под эгидой Евросоюза по расследованию обстоятельств событий на Кавказе в августе 2008 года официально приступила к работе 2 декабря. Целью ее работы было объективное выяснение причин и обстоятельств, приведших к возникновению грузино-югоосетинского конфликта. Изначально планировалось, что финансируемая ЕС комиссия завершит работу над докладом до 31 июля 2009 года, однако его представление Совету ЕС было отложено по просьбе главы миссии Хайди Тальявини в связи с "новыми документами", поступившими в ее распоряжение.

В ночь на 8 августа 2008 года грузинские войска атаковали Южную Осетию. Россия, защищая жителей республики, многие из которых приняли гражданство РФ, ввела туда войска и после пяти дней боевых действий вытеснила грузинских военных из региона.

Следственный комитет при прокуратуре (СКП) РФ документально подтвердил гибель 162 жителей республики. По данным СКП РФ, ранения в результате войны получили 255 жителей Южной Осетии, потерпевшими признаны 5,143 тысячи жителей из числа гражданских лиц.

"Принуждение к миру" стоило России 64 погибших военнослужащих, в том числе 15 миротворцев. В результате грузинской агрессии в Цхинвали и других населенных пунктах Южной Осетии полностью разрушены и сожжены 655 жилых домов, подверглись частичному разрушению 2139 жилых строений и помещений, в которых проживало преимущественно осетинское население.

В конце августа 2008 года Россия признала независимость Южной Осетии и другой бывшей грузинской автономии - Абхазии. В ответ Тбилиси разорвал дипломатические отношения с Москвой и объявил две закавказские республики оккупированными территориями.

Страны Запада, в том числе члены НАТО, подвергли Россию критике за действия в Южной Осетии и обвинили ее в непропорциональном применении силы. Однако спустя несколько месяцев некоторые европейские политики фактически признали, что Грузия также ответственна за обострение ситуации в регионе.

Оценить 0
Рекомендуем
РИА
Новости
Лента
новостей
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала