Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Китайский мыслитель и философ Конфуций (Кун-цзы). Справка

Китайский мыслитель и философ Конфуций (Кун-цзы) родился около 551 года до н.э в семье мелкого чиновника, происходившего из обедневшего знатного рода.

Китайский мыслитель и философ Конфуций (Кун-цзы) родился около 551 года до н.э в семье мелкого чиновника, происходившего из обедневшего знатного рода. Рано потеряв отца, он остался на попечении матери. Семилетнего мальчика отдали в школу, где он проучился десять лет с большим прилежанием, проявив приверженность к ритуалу и обрядам, занявшим впоследствии видное место в его учении.

Как сообщают его биографы, в возрасте 19 лет Конфуций женился и был определен на должность хранителя хлебных амбаров.

Довольно долго прослужив на различных должностях у правителей нескольких княжеств, он оставил чиновничью карьеру и занялся проповедью своих этико-политических взглядов. Философ разъезжал по княжествам, давая советы их правителям, как разумнее управлять подданными.

Большую часть жизни Конфуций провел в царстве Лу.

В 517 году до н. э., после народных волнений в Лу, Конфуций эмигрировал в процветавшее тогда соседнее царство Ци. В тот период на него оказал сильное влияние Янь Ин, первый советник правителя Ци. В управлении государством Янь Ин проводил принцип «Хе» (гармония, борьба противоположностей: «Правила надо создавать через достижение единства через разногласия»). Янь Ин, по свидетельству Конфуций, обладал такими качествами, как «самостоятельность, добропорядочность, скромность, простота, отсутствие какого-либо намека на стяжательство и подлинное уважение к уму, независимо от родословной и социального положения человека». Позднее Конфуций перенес многие качества Янь Ина на образ Совершенномудрого («Цзынь-цзы»).

В 501 году до н.э. Конфуций приступил к преподаванию и редактированию китайских литературных памятников. Он отказался от службы, удалился на покой и сосредоточился на исправлении «Ши Цзин» (одна из конфуцианских классических книг), а также на разработке ритуала и на занятиях музыкой.

Число его учеников постоянно множилось.

В конце 501 года до н. э. правитель Лу назначил Конфуция управляющим уездом Чжунду. Карьера Конфуция на этой должности длилась всего с 501 по 499 годы до н. э. и стала неотъемлемой частью Учения Конфуция. В хрониках писали: «Прошел год, с тех пор как Дин-гун назначил К. управляющим Чжунду, и с четырех сторон все стали подражать ему». Для изменения налоговой системы по принципу «И» (справедливости) Конфуций все земли подразделял на заболоченные, равнинные, холмистые и горные. При назначении людей на работы Конфуций учитывал их физические состояние; при этом улучшился моральный климат: «в народе исчезло воровство, большое внимание уделялось похоронным ритуалам».

В 499 году до н. э. Конфуций был назначен верховным прокурором и главным советником правителя царства Лу. На этом посту он пробыл 3 года. «...За это время он проявил себя как большой политик, знающий и ценящий ритуалы, как опытный советник правителя, как усмиритель вассалов, которые были непокорны своему правителю и как справедливый судья...». И его друзья, и враги называли Конфуция «мужем без пороков». Ему пришлось покинуть свой пост в 497 году до н. э. из-за того, что правитель царства Лу поступил вразрез с основными ритуально-этическими нормами.

До 66 лет Конфуций путешествовал по стране, проповедуя свое учение, а затем вернулся в родной уезд Лу, из которого уже не выезжал до самой смерти.

Умер Конфуций в возрасте 72 лет в 479 году до н.э. в Цюйфу. На месте дома, где жил Конфуций, был построен храм, который затем неоднократно перестраивался и расширялся. Так был создан ансамбль храмовых зданий, а место погребения мудреца и его учеников превращено в пантеон, и является местом паломничества уже более двух тысяч лет.

В декабре 1994 года храм, дом и лес, окружающий дом, Конфуция были занесены ЮНЕСКО в Реестр объектов мирового культурного наследия.

Центральное место в Учении Конфуция занимали отношения правителя – «Ванна» и Неба как источника благодати – магической силы «дэ», благодаря которой «Ван» («Сын Неба») упорядочивал «Поднебесную» (общество). У Конфуция «дэ» перестало быть прерогативой правителя – каждый человек ответствен за положение дел в Поднебесной и способен на него повлиять; при этом «дэ» в трактовке Конфуция этизируется и означает «достоинство», «добродетель».

Признавая за Небом роль верховного начала, Конфуций в качестве практически действенного мерила земных дел указывал путь – «Дао», следование которому и обеспечивает накопление человеком «дэ». В отличие от Лао-цзы, трактовавшего «Дао» как вселенский принцип, Конфуций понимал его как человеческое «Дао» – истинный принцип человеческих деяний.

Эталоном человека, идущего по пути «Дао», Конфуций называл «цзюнь-цзы» («благородного мужа»), описание которого находилось в центре внимания философа. К числу основных качеств «цзюнь-цзы» относятся «жэнь» – гуманность, «и» – справедливость, «чжи» – знание и «ли» – ритуал.

Учение Конфуция проникнуто духом сохранения традиций: «Я подражаю старине, а не сочиняю».

При правлении династии Хань (2 в. до н.э. – 3 в. н.э.) конфуцианство стало государственной идеологией и впоследствии фактически стало основой китайского образа жизни, во многом сформировав уникальный облик китайской цивилизации.

28 сентября 2009 года китайцы отмечают 2560 лет со дня рождения знаменитого философа. Кульминационным моментом праздничных мероприятий, как ожидается, станет обнародование нового родового древа философа. По последним данным, сегодня в мире проживает около двух миллионов потомков Конфуция. Не исключено, что на этот раз список увеличится в полтора раза: специалисты считают, что в мире живет более 3 миллионов людей, связанных родственными узами с великим китайским мыслителем, генеалогическое древо которого включает в себя 88 поколений.

Считается, что памятные торжества в честь мыслителя стали проводить в Поднебесной с 478 года до нашей эры – спустя год после его смерти. После провозглашения Нового Китая поминальные мероприятия возобновились в 1984 году, а в 2007 году они получили общегосударственный статус.

Рекомендуем
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала