МОСКВА, 22 сен - РИА Новости. Создатель скандальной оперы "Дети Розенталя", один из главных из ныне живущих композиторов России Леонид Десятников стал новым музыкальным руководителем Большого театра, придя на смену Александру Ведерникову, который подал в отставку в июле этого года.
Со своим приходом авангардист Десятников, который не считает себя настоящим музыкальным руководителем, обещает внести в Большой театр меньше риторики, больше Верди, новой музыки и русской классики.
Нежданно-негаданно
Нового музрука Большого представил гендиректор ГАБТа Анатолий Иксанов во вторник на пресс-конференции, посвященной новому сезону и планам по восстановлению Основной сцены театра. По словам Иксанова, Десятников вступает в должность с 22 сентября, а контракт с ним заключается до 31 декабря 2011 года.
Как рассказал гендиректор театр, сейчас новый музрук пишет музыку для балета "Утраченные иллюзии", который будет ставить Алексей Ратманский в сезоне 2010-2011 годов. Кроме того, тогда же в репертуаре ГАБТа появится балет "Триптих (Петипа, Форсайт, Баланчин)", созданный на музыку Десятникова.
Как напомнил Иксанов, Десятников уже сотрудничал с Большим театром - по либретто Владимира Сорокина он написал самую скандальную постановку Большого театра "Дети Розенталя", представленную публике осенью 2005 года.
Творец vs управленец
Предыдущий музыкальный руководитель и одновременно главный дирижер ГАБТа Александр Ведерников подал в отставку в июле 2009 года. После этого Иксанов неоднократно заявлял, что музыкального руководителя в Большом не будет, а вместо этого театр заключит соглашения о постоянном сотрудничестве с пятью известными дирижерами - Теодором Курентзисом, Владимиром Юровским, Кириллом Петренко, Василием Синайским и Александром Лазаревым. Однако музрук все же появился, но место главного дирижера по-прежнему вакантно.
Назначение нового мурзука не осталось без внимания ушедшего в отставку Ведерникова. Он сомневается, что Десятников сможет получить в ГАБТе реальную власть. "Мне кажется, что это скорее пиаровский ход, нежели реальное назначение", - сказал РИА Новости экс-музрук.
При этом именно он, вместе с работавшим тогда в ГАБТе музыкальным критиком Петром Поспеловым, в свое время был инициатором появления Десятникова в Большом - тогда и была написана опера "Дети Розенталя".
"Я очень хорошо отношусь к Леониду Аркадьевичу как к композитору и человеку. Но он - крайне интеллигентный человек. Я никогда не замечал у него склонности к административной работе. А должность музрука Большого прежде всего требует жесткого отстаивания творческих интересов, потому что логика принятия решений в театре в основном не творческая - во главе театра стоит чиновник", - утверждает Ведерников.
Он считает, что в Большом происходит концентрация власти в руках гендиректора. "Разделение постов главного дирижера и музыкального руководителя - следующий шаг на пути размывания власти гипотетического творческого руководителя. Назначение Десятникова находится в русле той логики, что в Большом, в принципе, не должно быть творческого руководства", - добавил он.
Меньше риторики, больше Верди!
Сам Десятников заявил на пресс-конференции во вторник, что он "не настоящий музыкальный руководитель".
"Предложение Большого театра было обескураживающим и неожиданным, - сказал Десятников. - Я не буду дирижировать, конечно, я не настоящий музыкальный руководитель, но я чувствую свои обязательства перед этим театром".
Несмотря на это, он отметил, что все же рассчитывает внести свою лепту в развитие Большого театра.
Десятников считает, что вокруг ГАБТа всегда было много риторики, а ее должно быть меньше, "чтобы Большой работал, как нормальный музыкальный театр, где было бы много Верди, новой музыки и русской классики".
Помимо оперы "Дети Розенталя", широкой аудитории Десятников (1955, Харьков) известен еще и музыкой к фильмам "Мания Жизели" (Алексей Учитель, 1995), "Кавказский пленник" (Сергей Бодров, 1996), "Дневник его жены" (Алексей Учитель, 2000), "Москва" (Александр Зельдович, 2000, гран-при за лучший саундтрек на фестивале кино- и медиамузыки в Бонне), "Олигарх" (Павел Лунгин, 2002).
Авангардист Десятников сочинял музыку на повести Карамзина (камерная опера "Бедная Лиза", 1976-1980), стихи Державина (кантата "Дар", 1981) и Хармса (вокальный цикл "Любовь и жизнь поэта", 1989). Ему принадлежит также поставленная в Мариинском театре опера "Царь Демьян" (2001), жанр которой сам композитор характеризует как "ужасное оперное представление".
В своей автобиографии он утверждает, что его любимый жанр - "трагически-шаловливая вещица".