Российские города активно включились в международную акцию "День без автомобиля", но сами россияне пересаживаться со своих железных коней не спешат. Несмотря на пример чиновников и понижение цены на городской автотранспорт, главные цели акции так и не были достигнуты: воздух чище не стал, пробки не исчезли.
Движение без автомобиля
Всемирный день без автомобиля проводится ежегодно 22 сентября. Впервые эта акция прошла во Франции в 1998 году, тогда в ней приняли участие всего около двух десятков городов. Уже к 2001 году к движению официально присоединились более тысячи городов 35 стран мира, сейчас в акции участвуют такие страны, как США, Япония, Китай, Корея, Бразилия, Канада и др.
Девиз акции - "Город как пространство для людей, пространство для жизни". Его цель - разгрузить улицы мегаполисов и продемонстрировать преимущества общественного транспорта перед автомобилем. Экологи обращаются к людям с просьбой отказаться в этот день от использования личного транспорта, чтобы сократить объем выброса в атмосферу вредных веществ.
Вообще, по вкладу в загрязнение атмосферы транспорт занимает первое место. По данным World Energy Council, около 17% глобального выброса парниковых газов, которые являются одной из причин глобального потепления, попадает в окружающую среду из-за работы автотранспорта.
По статистике Всемирной организации здравоохранения, ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях 20-50 млн человек получают травмы, гибнут около 1,2 млн человек - это более трех тысяч человек ежедневно.
При этом каждую минуту с конвейера сходит одна новая машина. И темпы производства продолжают расти: автомобиль находится на третьем месте среди самых рекламируемых товаров после алкоголя и табака.
Своим путем
Чтобы привлечь внимание к этим экологическим и общественным проблемам, ежегодно 22 сентября власти многих городов во всем мире призывают автомобилистов отказаться хотя бы на день от пользования личным транспортом, объявляют в этот день пользование общественным транспортом бесплатным, перекрывают улицы для езды на авто и организовывают массовые пешие или велосипедные прогулки.
Так, например, на родине акции, во Франции, в День без машины для автомобильного транспорта традиционно перекрываются дороги центральной части Парижа - на улицах можно увидеть лишь такси и электромобили. Для тех, кто боится опоздать на работу, предлагаются велосипеды, которые можно получить бесплатно под залог удостоверения личности.
Власти Великобритании в этот день тоже перекрывают для автотранспорта центр своей столицы. Кроме того, в Лондоне вот уже третий год подряд в рамках Дня без автомобиля на центральных улицах города устраивают массовый заезд велосипедистов. В прошлом году в нем приняли участие около 50 тысяч человек.
В этом году участвовать в акции будут и знаменитости - известный своим пристрастием к езде на велосипеде мэр Лондона Борис Джонсон, олимпийский чемпион по велоспорту Крис Хой, актриса Келли Брук и др.
Сегодня к акции подключился и Гонконг, чье правительство на один день пересядет в общественный транспорт. Защитники окружающей среды давно призывали Гонконг поучаствовать во всемирном движении, так как из-за соседства с промышленно развитым районом дельты реки Жемчужной качество воздуха в городе считается очень низким.
Власти Афин в этом году в акцию тоже включились, но это не спасло город от пробок. Несмотря на то что сегодня по четырехмиллионному мегаполису проехать в общественном транспорте можно бесплатно (стандартный билет, действующий во всех видах городского транспорта на протяжении полутора часов, обычно стоит 1 евро), большинство афинян выбрали привычный комфорт личных автомобилей.
Протоптали дорожку
В России инициативу проведения Дня без автомобиля поддерживают только Белгород - в 2005 году, Нижний Новгород - в 2006-м и Москва - с 2008-го.
В этом году в акции "День без автомобиля" впервые принял участие Калининград. Сегодня автомобилисты этого города могут купить проездной билет за половину стоимости, предъявив свидетельство о регистрации транспортного средства как подтверждение, что личное авто - в гараже или на стоянке.
В прошлом году российская столица отметила Всемирный день без автомобилей пробками. Заторов на дорогах не стало меньше, несмотря на призывы московских властей поддержать акцию и на день отказаться от езды на личном автотранспорте.
Сегодня Москва вновь провела акцию "День без автомобиля". На этот раз стоимость разового билета на наземный общественный транспорт по городу власти сократили вдвое - с 20 до 10 рублей. А вот стоимость поездки в столичном метрополитене осталась неизменной.
Кроме того, сегодня московские чиновники, в том числе и начальник "Мосгортранса", решили дать личный пример горожанам и решили отправиться на работу пешком или на общественном транспорте.
Так, глава столичной ГАИ генерал-майор Сергей Казанцев утром ехал на работу на метро и на троллейбусе. Первый заммэра в правительстве Москвы Юрий Росляк доехал до работы на метро, а после прогулялся пешком по Тверской улице до столичной мэрии. Так же поступил и Генеральный директор ГУП "Мосгаз" Гасан Гасангаджиев: на метро и немного пешком.
Столичные префекты - Центрального округа Алексей Александров и Северного округа Олег Митволь - также добрались до работы на метро. При этом Митволь признался, что с непривычки немного "заплутал" в столичной подземке.
Депутат Мосгордумы Сергей Митрохин пообещал журналистам, что в этот день он будет ездить по делам службы на велосипеде. А вот первый заместитель мэра, руководитель столичного стройкомплекса Владимир Ресин сегодня доехал до работы на служебном автомобиле с "мигалкой", как и планировал накануне. Невозможность отказаться от личного транспорта заммэра объяснил тем, что живет за городом.
Кроме того, в рамках Дня без автомобиля на сегодня запланирован велопробег по набережной Москвы-реки, в котором примут участие префект САО Олег Митволь, представители департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы и столичного департамента физкультуры и спорта. Велопробег начнется на смотровой площадке у МГУ, а финишируют участники у пристани Парка им. Горького.
Чистота эксперимента
Несмотря на старания чиновников, в этом году проведение акции "День без автомобиля" на чистоте московского воздуха не отразилось. По словам экологов, зафиксированные станциями контроля атмосферы вблизи магистралей значения либо превышали показатели понедельника, - в частности, на Кутузовском и Ленинском проспектах, - либо остались на прежнем уровне.
В то же время концентрации угарного газа в целом по городу оказались на 15% ниже, чем накануне, что можно объяснить улучшением по сравнению с понедельником условий рассеивания выбросов под влиянием циклона.
Концентрации углеводородов сегодня превышают среднегодовые показатели на отдельных станциях на 5-10%. Возросло и содержание в городском воздухе мелкой пыли, однако обычный уровень не превышается.
В московском ГИБДД отметили, что количество машин в столице сегодня сократилось. Как признались в ведомстве, они не ожидали, что в "День без автомобиля" в городе будет отмечено снижение количества автотранспорта.
Старший инспектор по особым поручениям отдела пропаганды управления ГИБДД Москвы подполковник милиции Игорь Колосков подчеркнул, что в процентном соотношении это пока выразить трудно, но "снижение есть, и это заметно, особенно по востоку и юго-востоку Москвы".
При этом традиционные заторы на основных дорогах Москвы все же остались. В ГИБДД не исключают, что к вечеру, когда люди поедут с работы домой, в городе снова начнутся затруднения на дорогах.
Материал подготовлен редакцией rian.ru на основе информации РИА Новости