МОСКВА, 22 сен - РИА Новости. Автомобили являются основными загрязнителями атмосферного воздуха в крупных городах России, на их долю приходится большая часть вредных выбросов в стране, заявили РИА Новости руководители ведущих российских экологических организаций во вторник, 22 сентября - день, когда проводится всемирная акция "День без автомобиля".
По словам главы Всемирного фонда дикой природы (WWF) России Игоря Честина, "основными загрязнителями в городах являются старые автомобили, в том числе российского производства".
"У нас в стране неправильная система налогообложения транспортных средств. Необходимо брать налог не с лошадиных сил, а с объема двигателя автомобиля. Конечно, это поставит в невыгодное положение отечественное автомобилестроение. Но тут надо решить, что нам дороже - здоровье людей в крупных городах или наш автопром", - сказал Честин.
По его мнению, необходимо изменить и систему таможенных пошлины на ввозимые автомобили.
"Я думаю, что имеет смысл государству давать определенные преференции тем мировым компаниям, которые выпускаю экономичные автомобили, чтобы они развивали их производство в России. А пока не произошло, ввоз этих авто должен беспошлинный", - добавил он.
В свою очередь, руководитель программ Гринпис России Иван Блоков считает необходимым ввести "высокие требования к используемому в России бензину".
"К сожалению, правительство перенесло введение в России стандарта "Евро-3" и "Евро-4" для бензина на более поздний срок, что усугубляет проблему загрязнения городов в стране", - сказал он.
Правительство РФ в январе 2009 года утвердило переход на стандарт "Евро-3" для бензина с 1 января 2011 года вместо 1 января 2009 года. Согласно постановлению, бензин стандарта "Евро-2" будет выпускаться в России до 31 декабря 2010 года, тогда как прежняя редакция техрегламента предполагала прекращение его производства 31 декабря 2008 года.
Выпуск в оборот автомобильного бензина класса "Евро-3", согласно новому постановлению, должен прекратиться 31 декабря 2011 года (ранее - 31 декабря 2009 года), бензина стандарта "Евро-4" - 31 декабря 2014 года (прежний срок - 31 декабря 2012 года). Выпуск топлива стандарта "Евро-5" по-прежнему не ограничен.
Кроме того, в соответствии с подписанным постановлением, дизельное топливо классов "Евро-2" и "Евро-3" будет выпускаться в России до 31 декабря 2011 года, класса "Евро-4" - до 31 декабря 2014 года. Производство дизельного топлива по стандарту "Евро-5" не ограничено.
По мнению Блокова, необходимо "ликвидировать пробки и решить вопросы малого потребления топлива".
"В России пока рано переходить на альтернативное топливо для автомобилей, отсутствует необходимая инфраструктура. Но можно перейти на спирт как топливо для автомашин. Это потребует минимальных технических усовершенствований", - отметил эколог.
Всемирный банк в конце 2008 года выпустил доклад, посвященный природоохранной деятельности в РФ, в котором отмечает, что на долю автомобильного транспорта приходится около 42% суммарных по России выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и 94,5% - от транспортного комплекса.
В частности, в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Нальчике, Якутске, Махачкале, Армавире, Элисте и Горно-Алтайске загрязнение от автотранспорта значительно превышает объем вредных выбросов промышленности этих городов.
Ранее президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль заявил, что нефтеперерабатывающие заводы России (НПЗ) в настоящее время почти на 90% не готовы к переходу на выпуск топлива, соответствующего экологическим стандартам "Евро-3" и "Евро-4".
По самым оптимистичным прогнозам, российские НПЗ смогут перейти на "Евро-4" к 2013 году.