Ежегодно 22 сентября во многих странах мира проводится Всемирный День без автомобиля, девиз которого - «Город как пространство для людей, пространство для жизни». По статистике, каждую минуту с конвейера сходит одна новая машина. Каждый день автомобили сбивают насмерть более трех тысяч человек. Кроме того, более 90% загрязнения атмосферы приходится на долю автотранспорта. При всем при этом темпы производства продолжают расти: автомобиль находится на третьем месте среди самых рекламируемых товаров после алкоголя и табака.
Приблизительно с 70-х годов XX века власти отдельных городов стали вести поиск альтернативных методов решения проблемы - развития общественного транспорта и стратегий «пересаживания автомобилистов в трамваи».
Впервые акция «День без автомобиля» прошла во Франции в 1998 году. Тогда в мероприятии участвовали всего около двух десятков городов. Зато уже к 2001 году к движению официально присоединились более тысячи городов в 35‑ти странах мира, в частности, в Японии, Бразилии и Канаде.
На родине акции, во Франции, 22 сентября для автомобильного транспорта традиционно перекрываются дороги центральной части Парижа. На улицах можно увидеть лишь такси и электромобили. Для тех, кто боится опоздать на работу, предлагаются велосипеды, которые можно получить бесплатно под залог удостоверения личности.
В ряде городов, причем как в наиболее экологически продвинутых городах Севера (Амстердаме, Копенгагене, Стокгольме, Осло, Хельсинки, Торонто и других), так и в новых «зеленых столицах» Юга: Боготе (Колумбия), Куритибе (Бразилия), проводятся меры по ограничению использования индивидуальных автомобилей для повседневной езды по городу наряду с развитием комфортного и удобного общественного транспорта, пешеходных зон, велосипедной инфраструктуры.
Для сравнения в Копенгагене средняя доля велосипедных поездок среди общего числа поездок превысила 45%, а в Санкт-Петербурге, имеющем похожий плоский ландшафт, идеальный для велосипеда, доля таких поездок ничтожна, да и ездить по городским улицам небезопасно для жизни. В Москве, где количество велосипедов равно количеству автомобилей (более 3 миллионов), на сегодняшний день отсутствует городское планирование участия велосипеда в дорожном движении.
Многие мегаполисы мира даже проводят своеобразные демонстрации. Например, ежегодно 25 сентября в крупных городах мира проходят велодемонстрации. Первая такая велодемонстрация была организована в 1992 году велосипедистами Сан-Франциско. Тогда в ней участвовало лишь 48 человек. Но количество демонстрантов и мест проведения пробегов быстро росло. Сейчас количество городов-участников уже достигло 230, и в некоторых, например, в Будапеште, число демонстрантов доходит до 30 тысяч человек. Самое большое количество участников на демонстрациях в Лондоне, Сиднее, Мельбурне, Сан-Франциско, Будапеште. Лозунг всех демонстраций един: «Мы не мешаем движению; мы сами - движение».
В то время как одни страны работают над сокращением автомобильного потока, другие, такие, например, как Япония, стремятся сократить вред, который наносит автомобиль окружающей среде. К 2030 году все автомобили в Стране восходящего солнца должны будут работать на смеси этанола и стандартного бензина. Сжигание этой смеси приносит окружающей среде меньший вред, чем использование применяемого сегодня моторного топлива. Этаноловые смеси уже используются в Бразилии, а в 2006 году американские автопроизводители объявили о планах удвоить к 2010 году производство автомобилей на основе так называемой технологии "универсального двигателя", способного работать на различных видах топлива.
Новые технологии и меры властей могут частично исправить ситуацию, но организаторы акции «Всемирный День без автомобилей» считают, что каждый водитель должен вносить свой вклад в общее дело. К примеру, элементарная регулировка двигателя машины может сократить вредные выбросы на 10%. Водителям также рекомендуется:
- глушить мотор при остановках;
- продумать, как можно избежать длительного прогрева двигателя в холодное время года;
‑ уважать права пешеходов, тормозить перед «зеброй» и знаками пешеходного перехода, не игнорировать и не прижимать к бордюру велосипедистов;
- устраивать «разгрузочные дни» без автомобиля, заранее спланировав, как добираться до работы другим способом.
В 2003 году несколько общественных организаций и активистов объединились в общественное движение «Россия без машин», которое провело в Москве ряд успешных акций по привлечению внимания к транспортной проблеме. Критический уровень, допустимый для городов с традиционной застройкой, в столице уже превышен в 170‑180 авто на тысячу жителей. Специалисты боятся, что через 5-6 лет дороги Москвы встанут: даже пожарные и машины скорой помощи не смогут проехать по улицам.
Но повсеместными и определяющими идеи Дня без автомобиля пока для России не стали. Как правило, власти российских городов продолжают игнорировать это мероприятие, не торопятся рассматривать проблему перегруженности городов машинами всерьез.
За последние годы инициативу проведения Дня без автомобиля поддержали только Белгород - в 2005 году, Нижний Новгород - в 2006-м и Москва - в 2008-м. Однако, несмотря на призывы, в день проведения акции столица, как обычно, стояла в пробках. Водители, получая листовки с призывами к борьбе за чистый воздух, говорили, что согласны с идеей, но у каждого есть свои причины не менять авто на метро. Возможно, москвичи охотнее воспользовались бы общественным транспортом, если бы в этот день, как и в Европе, он был бесплатным. Столичные власти, хоть и выпустили дополнительные автобусы на маршруты, но оплатить проезд граждан не решились.
В 2009 году в Москве в период акции «День без автомобиля» стоимость разового билета на наземный общественный транспорт все-таки сократится вдвое - с 20 до 10 рублей. А вот купить билет у водителя можно будет только по обычной цене. Неизменной останется стоимость поездки в столичном метрополитене.
День без автомобиля является частью официальной Недели мобильности, включающей дни общественного транспорта (16 сентября) и жилых зелёных улиц (20 сентября). Все акции, проводящиеся в этот день, призваны напомнить о негативном влиянии автомобилей на окружающую среду и как бы подтолкнуть людей к идее о необходимости пользоваться альтернативными автомобилю средствами передвижения. В свою очередь, жители городов получают прямой выигрыш: возможность подышать чистым воздухом и погулять в безопасности по улицам.