Рейтинг@Mail.ru
G8 vs G20: что предпочтительнее для России? - РИА Новости, 20.09.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

G8 vs G20: что предпочтительнее для России?

© Фото : G-20 SummitG8 vs G20: что предпочтительнее для России?
G8 vs G20: что предпочтительнее для России?
Читать ria.ru в
Дзен
В преддверии саммита G20, который пройдет в американском Питтсбурге 24-25 сентября, в российском обществе вновь звучит вопрос о том, какой из форматов - "большой восьмерки" или "большой двадцатки" - предпочтительнее для России и на каком из этих двух международных форумах голос нашей страны звучит громче и лучше слышен.

МОСКВА, 20 сен - РИА Новости. В преддверии саммита G20, который пройдет в американском Питтсбурге 24-25 сентября, в российском обществе вновь звучит вопрос о том, какой из форматов - "большой восьмерки" или "большой двадцатки" - предпочтительнее для России и на каком из этих двух международных форумах голос нашей страны звучит громче и лучше слышен.

Предыдущая встреча G20, куда входят Австралия, Аргентина, Бразилия, Великобритания, ФРГ, Индия, Индонезия, Италия, Канада, Китай, Корея, Мексика, Россия, Саудовская Аравия, США, Турция, Франция, ЮАР, Япония, а также Евросоюз, представляемый страной-председателем, прошла в Лондоне в апреле этого года. Тогда главам G20 удалось договориться о совместных шагах по спасению глобальной экономики, выработать стратегию предотвращения кризисов в будущем и принять крупнейший в истории пакет конъюнктурных мер.

Последний саммит G8, в которую входят Россия, Великобритания, ФРГ, Италия, Канада, США, Франция и Япония, прошел в итальянском городе Аквила 8-10 июля. На нем мировые лидеры обсуждали борьбу с мировым кризисом и международным терроризмом, проблемы климата, а также развитие бедных стран и помощь им. Тогда же одним из основных вопросов стало обсуждение того, есть ли будущее у такого формата встреч.

Опрошенные РИА Новости российские политики, политологи и экономические эксперты не смогли дать единого ответа на эти вопросы: одни называют "группу восьми" неким элитным клубом, навязывающим всему остальному миру свои правила; другие считают, что в "двадцатке" из-за большого количества участников Россию не будет слышно и после окончания кризиса G20 прекратит свое существование; а третьи уверены, что оба формата имеют право на жизнь и в равной степени важны нашей стране.

Меньше народа - больше кислорода

Вице-спикер Госдумы, лидер ЛДПР Владимир Жириновский считает, что более удобным форматом для России была и остается G8, поскольку в "восьмерке" у нашей страны есть взаимодействие и понимание с Италией, с Германией и - по некоторым вопросам - с Францией.

"Это уже половина участников. И может Канада в чем-нибудь нас поддержать. Только с США и Японией нам труднее найти взаимодействие", - сказал Жириновский РИА Новости.

По его мнению, чем "меньше народу, тем легче прийти к согласию и легче влиять друг на друга".

"В G20 слишком много других стран, со своими интересами. Всегда, когда много людей - больше десяти - тяжело. Евросоюз расширился, и теперь не могут ничего сделать. А когда он был небольшой, все решения принимали. НАТО расширился - и появились проблемы", - пояснил лидер либерал-демократов.

При этом Жириновский считает, что самым идеальным вариантом для подобных международных форумов является встреча пяти лидеров. "Впятером всегда легче договориться", - заключил он.

Судорожная попытка на фоне кризиса?

Директор Института стратегических оценок Сергей Ознобищев считает, что сравнивать эти два форума не совсем правильно, так как "восьмерка" является клубом высокоразвитых стран, "которые могут не только поговорить, но и, приняв решение, внести весомый вклад в их исполнение".

"G8 выгодно отличается от всех остальных тем, что там решения не забюрократизированы. Президенты принимают решения и договариваются, что они дадут указания своим национальным ведомствам", - сказал эксперт РИА Новости.

Ознобищев скептически относится к дальнейшим перспективам существования "большой двадцатки", поскольку этот форум является судорожной попыткой что-то сделать на фоне финансового кризиса.

"Пока что я никаких реальных дел не увидел, и более того, испуг от кризиса прошел, никаких новых структур не возникло. G20 как память о большой беде, наверное, останется, но в дальнейшем будет собираться по инерции", - заключил политолог.

"Двадцатка" сглаживает различия

Председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку Владислав Резник, напротив, считает саммиты "большой двадцатки" эффективной площадкой координации экономической политики ведущих государств.

"Расширенный форум участников, который включает и Россию, позволяет каждому из них корректировать собственную антикризисную программу с оглядкой на опыт других. И все участники, таким образом, невольно координируют свои действия", - сказал он РИА Новости.

Парламентарий отметил, что некоторые антикризисные установки, обсуждаемые в рамках "восьмерки" и "двадцатки" могут различаться. "Но G20 сглаживает эти различия", - заключил Резник.

В свою очередь председатель комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров полагает, что преобразование G8 в G20 - это единственный глобальный управленческий итог кризиса.

"Сейчас формируется другая политическая площадка, которая будет формировать новые правила экономики мира. И в G8 включаются те 12 стран, которые кормят эти восемь", - сказал Федоров РИА Новости.

Усиление позиций России

Депутат назвал парадоксом тот факт, что Россия, уже являясь членом "большой восьмерки" ментально больше относится к тем 12 странам, которые участвуют в G20.

"Поэтому для России расширение формата - усиление нашей позиции. Внутри "восьмерки" мы были слабее, а в "двадцатке" нам на подмогу пришло 12 крупных стран, которые занимают те же позиции, что и Россия, в плане демонтажа мировой экономической системы, ее демонополизации и формирование мировой экономики на конкурентных рыночных началах", - сказал он.

Такого же мнения придерживается и лидер КПРФ Геннадий Зюганов, который считает, что России более выгоднее "большая двадцатка" нежели "восьмерка". Последняя, по его мнению, является кланом, который навязывает остальным свои правила, но при этом уже не в состоянии их реализовывать.

"В последние годы мир качественно изменился. Одно дело, когда он был двухполюсным и совсем другое сейчас, когда он становится сложнее, и чтобы гармонизировать отношения, невозможно не учитывать интересы разных стран", - сказал Зюганов РИА Новости.

Руководитель думской фракции "Справедливая Россия" Николай Левичев уверен, что голос России в "большой двадцатке" будет также хорошо слышен, как и в "восьмерке".

"Наша страна выступает с важными и нужными инициативами, касающимися, в частности, изменения структуры международной безопасности, которые, уверен, будут восприняты многими членами G20", - сказал Левечиев РИА Новости.

По его словам, изменение формата встреч мировых лидеров - явление вполне закономерное, поскольку решать вопросы глобального характера без таких экономических и политических гигантов, как Китай, Индия, Бразилия вряд ли возможно.

"Охвативший весь мир кризис это ярко продемонстрировал", - подчеркнул он.

Левичев отметил, что для России очень важно, чтобы голос всех заинтересованных сторон был услышан, чтобы все проблемы были решены "полюбовно". "И если новый формат "большой двадцатки" позволит это сделать, переход к этой структуре можно только приветствовать", - заключил эсер.

Будущее за G20

В свою очередь глава комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев отметил, что единственным критерием для определения лучшего формата для России является эффективность тех решений, которые в нем принимаются.

"С точки зрения стратегии, Россия не может быть заинтересована в чем-либо еще кроме как в том, чтобы этот механизм был максимально эффективен", - сказал Косачев РИА Новости.

По его мнению, формат "двадцатки" в будущем может быть более эффективным, чем G8. "Нет сомнений, что по всем проблемам, носящим глобальный характер, формат "восьмерки" ограничен. Он хорош, но не стопроцентно эффективен", - пояснил депутат.

Глава международного комитета отметил, что расширение формата, привлечение к диалогу дополнительного числа стран, которые могут привносить свое, работать на результат, конечно же, отвечает стратегическим интересам России.

Однако при расширении "восьмерки", по мнению Косачева, нужно избежать ситуации, при которой этот форум превратится в формат "семерка +". "Это когда есть определенное количество стран на каких-то приставных стульчиках", - пояснил он.

"Расширение "восьмерки" - безусловно "да", но чтобы это не ущемило статуса России как полноправного участника всех дискуссий. И новую конструкцию нужно строить таким образом, чтобы не воссоздавалась "семерка", а чтобы G8 превратилась в G20 или какое-то другое число равных государств", - подчеркнул Косачев, отметив, что не видит в этом ничего невозможного.

Борьба с кризисом - в руках "двадцатки"

Начальник Управления стратегического планирования и развития ЮниКредит Банка Владимир Осаковский также полагает, что формат "двадцатки" для России интереснее, чем формат "восьмерки".

"Туда (в G20) входят развивающиеся страны, в том числе, такие сильные и активно наращивающие мощь игроки, как Китай и Индия. Среди них нам легче найти единомышленников, с ними проще работать, поскольку часто они испытывают те же проблемы, что и РФ", - сказал Осаковский РИА Новости.

По его мнению, G8 до сих пор является "элитным клубом" и Россия - единственная страна в нем, представляющая развивающиеся державы.

"У "большой восьмерки" есть и плюсы: в этом формате эффективнее обсуждать специфические вопросы, касающиеся безопасности, распространения ядерного оружия, а также темы, касающиеся геополитики", - добавил эксперт.

Однако обсуждать вопросы экономики, по мнению Осаковского, эффективнее именно в рамках G20. "Современный мир меняется, влияние развивающихся стран растет, они приобретают все больший вес. Поэтому тематику борьбы с кризисом, экономических паритетов, стабильности мировых валют лучше выносить именно в этот расширенный формат", - заключил он.

Глава Центра экономических исследований Московской финасово-промышленной академии Сергей Моисеев в свою очередь отметил, что при обсуждении любых вопросов России без сомнения выгоднее формат "большой двадцатки".

"В G8 РФ рвалась ради приобретения политического веса, однако при обсуждении реальных проблем - реформирования мировых финансовых структур или создания альтернативных доллару мировых валют, мы по-прежнему в меньшинстве", - сказал Моисеев РИА Новости.

В "восьмерке" нет ни одной страны с формирующимся рынком, отметил он. "Наш голос здесь звучит тихо и одиноко, и его никто не слышит", - сказал он.

По его словам, G8 с участием России обсуждает в основном проблемы политики, вооружений, экологии, безопасности, и почти никогда - экономики, которая в эпоху кризиса приобретает основополагающее значение.

"Между тем, в "двадцатке" мы можем формировать единую позицию развивающихся стран и отстаивать ее перед мировым сообществом. Экономические интересы участников G20 во многом совпадают, так что договориться можно всегда. А чем больше государств выражают согласованную позицию, тем скорее к ней прислушаются и мировые лидеры", - считает Моисеев.

Усидеть на двух стульях

По мнению управляющего директора УК Финам Менеджмент Сергея Хестанова преимущество того или иного формата зависит от обсуждающихся на таких встречах тем.

"Если речь идет о кредитно-денежной политике, глобальных финансах, установлении правил игры для финансовых институтов, то для России выгоднее формат "восьмерки", поскольку в ней участвуют страны, имеющие большую финансовую мощь и вес в решении денежных вопросов", - сказал Хестанов РИА Новости.

Если же тематика обсуждения касается экспортной политики, производства, открытия рынков для товаров друг друга, то следует предпочесть "двадцатку", добавил он.

"В G20 участвует больше стран, доброжелательно настроенных по отношению к России, имеющих общие с нами интересы и стратегическое партнерство. Они готовы поддержать многие инициативы РФ, с ними легче найти компромисс", - пояснил Хестанов.

Гендиректор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков считает, что сравнивать два этих международных форума в плане, какой из них выгоднее для России, излишне.

"Форматы, безусловно, разные. И цели и задачи этих двух неформальных объединений тоже немного отличаются, но нам надо эффективно использовать эти две очень престижные площадки для того, чтобы пытаться заявлять свою позицию", - сказал он РИА Новости.

При этом он отметил, что, несмотря на небольшую численность участников G8, России сложнее отстаивать свои интересы именно там, поскольку наша страна является "не совсем полноценным" участником "группы восьми".

"Семь стран, входящие в G8, обсуждает финансовые проблемы без нас, потому что валюты этих стран стопроцентно конвертируемые, а наш рубль пока недотягивает. Кроме того, в основном все страны, входящие в G8, за исключением Японии и нас, являются членами НАТО - с этим тоже сложности определенные есть", - пояснил политолог.

Если же взять G20, то там, безусловно, России работать "чуть проще", считает Хомяков.

"В "большой двадцатке" мы на фоне остальных, которые не входят в G8, выглядим солиднее, мы там не самый младший брат, а весьма солидное государство, серьезное, влиятельное государство, поэтому там нам проще заявлять свою позицию", - заключил он.

Во всем есть свои преимущества

По мнению сопредседателя партии "Правое дело" Леонида Гозмана, России выгодно участвовать и в G8, и в G20, поскольку "двадцатка" не может заменить "восьмерку".

"Восьмерка" объединяет страны не только по экономическому влиянию, но и по общности политических взглядов, по общности стремлений. Мы, к сожалению, в "восьмерку" вписываемся не сильно здорово, но по интенциям, по тому, что заявлено, мы там можем и должны быть", - сказал Гозман РИА Новости.

Он высказал мнение, что если сейчас кто-нибудь попытается заменить "восьмерку" "двадцаткой", то это приведет к тому, что G8 возродится в виде "семерки" - без России.

"Они все равно будут собираться. Никто не может препятствовать контакту великих держав", - считает один из лидеров "Правого дела".

Участие для России в G8 можно считать более важным, но членство в "двадцатке" также нельзя недооценивать, считает руководитель отдела глобальных экономических проблем и внешнеэкономической политики Института мировой экономики и международных отношений, член-корреспондент РАН Иван Королев.

"Политически "восьмерка" более важна, но поскольку сейчас важные вопросы рассматриваются в "двадцатке", то надо и в ней активно участвовать", - сказал он РИА Новости.

По мнению эксперта, в целом структура G8 гораздо больше способствует к достижению договоренностей, но большое противопоставление между "восьмеркой" и "двадцаткой" делать не надо, потому что в G20 входят Китай, Индия, Бразилия.

"У каждой организации есть свои преимущества", - заключил Королев.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала