МОСКВА, 17 сен - РИА Новости. Находящийся на борту МКС астронавт НАСА Роберт Тирск осуществил "захват" первого японского космического транспортного корабля HTV манипулятором Canadarm-2, чтобы с его помощью в 2.55 мск 18 сентября пристыковать космический грузовик к модулю Harmony, сообщил РИА Новости представитель подмосковного Центра управления полетами (ЦУП).
"Японский транспортный корабль, не оснащенный, в отличие от российских грузовиков "Прогресс" и европейских ATV, российской системой автоматической стыковки "Курс", был "захвачен" с помощью канадского суперманипулятора Canadarm-2. Сейчас идет процесс "подтягивания" его к станции", - сказал собеседник агентства.
Специалисты японского космического агентства JAXA назвали эту задачу очень непростой: скорость станции равна 8 километрам в секунду (28 тысяч километров в час), поэтому, по их словам, пристыковать к ней грузовой корабль было так же сложно, как пожать друг другу руки из автомобилей, двигающихся со скоростью 100 километров в час. К тому же на всю процедуру "захватывания" корабля рукой-манипулятором было выделено всего 90 секунд.
Специалисты космического агентства, учитывая сложность операции, разработали 1,8 тысячи вариантов нештатных ситуаций и нашли для них потенциальные решения.
Как ожидается, HTV пробудет в составе МКС около месяца, до середины октября, после чего с помощью манипулятора его отведут от станции и затопят на "кладбище космических кораблей" в несудоходном районе Тихого океана.
Грузоподъемность первого японского космического грузовика составляет около 6 тонн, но в этот раз он доставит на МКС всего 4,5 тонны оборудования и продовольствия. На борту корабля нет грузов для российского сегмента МКС - только для американского, а также оборудование для работы по японской научной программе. Российские специалисты для работы с HTV не привлекаются.
Как планируется, новый беспилотный корабль будет доставлять грузы на МКС совместно с российскими грузовиками "Прогресс" после прекращения эксплуатации американских шаттлов в следующем году. Учитывая, что с этого года численность экипажа на МКС возросла до шести человек, потребность в доставке грузов на станцию станет одной из важнейших задач по поддержанию ее жизнеспособности.
До 2015 года Япония рассчитывает отправить к МКС еще шесть космических грузовиков - по одному в год.