Американский пианист Ван Клиберн - победитель первого конкурса имени Чайковского 1958 года, поделился с РИА Новости воспоминаниями о конкурсе, рассказал о своей любви к России и музыке, а также о своем нынешнем визите в Москву в качестве участника фестиваля мастер-классов "Слава маэстро!" памяти маэстро Ростроповича. Беседовала Ирина Гордон.
- Какую роль в Вашей жизни сыграл Первый конкурс Чайковского и Россия в целом?
- Россия и конкурс сыграли огромную роль в моей жизни. Приехать в Россию было исполнением моей мечты, я хотел побывать здесь с пяти лет. И когда, наконец, приехал в Россию, впервые вышел на сцену Большого зала и стал выступать перед российскими слушателями, - для меня это стало откровением. С тех пор Россия присутствует в моей жизни на всем ее протяжении и очень много для меня значит.
- Мне известно, что у возникновения Вашего интереса к России была предыстория …
- Да, когда мне было пять лет, мои родители подарили мне детскую книжку с картинками об истории мира.
На страницах этой книги я и увидел впервые фотографии московского Кремля и Собора Василия Блаженного. Я тогда сказал: "Мама, папа, возьмите меня туда" и не мог поверить, что 18 лет спустя это станет реальностью. В 1958 году я приехал в Москву, и никогда не забуду тот вечер 26 марта, когда дама из министерства культуры СССР Генриетта Балаева (я до сих пор поддерживаю с ней отношения) возила меня по Москве и привезла к Кремлю. Я стоял на Красной площади и спрашивал свою спутницу, не сон ли это - такое волшебное у меня было ощущение.
- Вы много раз приезжали в Россию и каждый раз появляетесь на Красной площади. И, видимо, в эту поездку Вы также не измените своей традиции. Что же Вас так притягивает?
- Каждый раз, когда я приезжаю в Москву, Красная площадь – это первое место, куда я отправляюсь после приезда, и последнее, которое я посещаю перед отъездом. Я, прежде всего, ценю красоту этого места, как и красоту музыки. Красота – это то, что делает нас цивилизованными. У России великая культура – благодаря своему уникальному географическому положению вы воплощаете в себе и Восток, и Запад, таким образом, вы способны понять весь мир.
- У Вас очень много воспоминаний, связанных с конкурсом и Красной площадью. Запомнилось ли Вам еще что-то, связанное с Россией?
- Я помню, что в первую ночь, когда я пришел в Большой зал, чтобы увидеть пианино, там репетировала другая участница конкурса – Надежда Гидинова.
Я услышал, что она играет опус номер 33 Рахманинова – тогда в этих звуках мне послышалась сама Россия. Это очень красиво, страшно и невероятно. Я никому не описывал до сих пор этот эпизод и вспомнил о нем (обращается к корреспондентке – ред.), увидев Ваши красивые глаза.
- После победы на конкурсе Чайковского российская публика Вас боготворит. А что Вы думаете о своих поклонниках в России?
- Когда в 2004 году президент Путин вручал мне орден Дружбы, я сказал ему, что Россия подарила мне свою любовь и даже больше – ощущение того, что я здесь нужен. А чувствовать, что ты кому-то нужен, - это один из самых серьезных даров, который можно сделать человеку в жизни.
- Фестиваль "Слава маэстро" – это первый фестиваль мастер-классов. Как Вы относитесь к его идее?
- Это потрясающая идея. Ольга Ростропович, которая придумала фестиваль, сама играла в качестве виолончелистки, поэтому понимает ценность идеи объединить музыкантов старшего поколения с молодыми, чтобы они могли встречаться, обмениваться эмоциями и представлениями о музыке и учится сообща раскрывать музыкальные произведения. Не забывайте, что Ольга Ростропович – это сокровище, которым владеет Россия, она дочь великого музыканта Мстислава Ростроповича и великой певицы Галины Вишневской, но она не только наследница этих бриллиантов русской культуры, но и человек, искренне любящий молодых музыкантов и помогающий им раскрыть свои потенциалы.
- Вы приехали на фестиваль мастер-классов, где собираетесь поделиться своим умением с молодыми музыкантами. Есть ли у Вас какие-то приемы и методы передачи своих знаний?
- Если Вы узнаете что-нибудь о таких приемах или секретах, то позвоните и расскажите мне. Я все еще в поиске. Одно и тоже произведение невозможно сыграть одинаково дважды. Каждый раз, когда ты играешь произведение, открываешь для себя в нем что-то новое. В этом заключается красота и великая магия музыки.