Рейтинг@Mail.ru
Минкомсвязи отказался исправляться - РИА Новости, 15.09.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Минкомсвязи отказался исправляться

Читать ria.ru в
Дзен
Уже более двухсот лет правовая парадигма строится на основании понятия о "правах человека". Попытка государства ограничить их мгновенно расценивается как угроза свободе и даже жизни его граждан. Однако мало кто знает, что право на тайну переписки не является их неотъемлемой частью.

Аркадий Смолин, обозреватель РАПСИ

Уже более двухсот лет правовая парадигма строится на основании понятия о "правах человека". Попытка государства ограничить их мгновенно расценивается как угроза свободе и даже жизни его граждан. Однако мало кто знает, что право на тайну переписки не является их неотъемлемой частью.

Оно появилось в составе "прав человека" в последнюю очередь – лишь в документах ООН в 1945-1948 годах. Возможно, это было ошибкой? Во всяком случае, похоже, именно так считают некоторые силовые ведомства.

На прошлой неделе Верховный суд (ВС) РФ признал законным приказ №65 Министерства связи и массовых коммуникаций (Минкомсвязи) РФ о требованиях к почтовым сетям при проведении оперативно-разыскных мероприятий.

Таким образом, ВС  оставил без удовлетворения иск жителя Санкт-Петербурга Павла Нетупского, посчитавшего, что приказ Минкомсвязи о перлюстрации нарушает его конституционное право на неприкосновенность частной переписки.

Этот министерский документ наделал много шума в СМИ и блогосфере летом. Почти все сходились на том, что относить на почту письма с интимным содержимым и посылки с ценными вещами скоро станет слишком опасно. Интересно, что нервозность простых граждан передалась не только правозащитникам, Общественной палате и уполномоченному по правам человека, но даже и Генпрокуратуре.

Суть приказа

Приказ Минкомсвязи "Об утверждении требований к сетям и средствам почтовой связи для проведения оперативно-разыскных мероприятий" вступил в силу 21 июля этого года.  Он обязывает работников почтовой связи предоставить по запросу органов, которые проводят оперативно-разыскные мероприятия, данные об отправителях и получателях писем, информацию об оказанных услугах почтовой связи, а в случае необходимости и сами почтовые отправления. Речь в приказе идет о семи ведомствах: ФСБ, МВД, ФСИН, ФТС, СВР, ФСКН и СКП.

На почтамтах по согласованию с органами ФСБ должны быть созданы специальные изолированные помещения для работы представителей соответствующих ведомств. Приказ даже предполагает удаленное получение информации через «пункт управления уполномоченного органа». К электронным базам данных спецслужбы должны иметь он-лайн доступ. Неограниченному раскрытию подлежат все сведения о заказной корреспонденции, переводах и пр., в том числе относящиеся к персональным данным, почтовые адреса граждан и пр.

Как предъявить пульту санкцию?

Приказ Минкомсвязи оспорил в Верховном суде журналист Павел Нетупский. По его мнению, приказ нарушает конституционное право граждан на тайну переписки.

Утвержденные приказом требования предполагают, что ФГУП «Почта России» и иные операторы обязаны открыть спецслужбам свои базы данных. По закону это может быть сделано только с санкции суда. Теперь же сотрудники правоохранительных органов смогут получить к ним неконтролируемый доступ с удаленного пульта в режиме онлайн. Отсюда возникает логичный вопрос: кому будет предъявляться судебное решение, пульту?

Что представляет собой этот удаленный пульт совершенно неизвестно. На попытки заявителя, его адвоката и судьи ВС Валентины Емышевой выяснить какие-либо детали по этому вопросу юристы Минкомсвязи заявили, что занимаются только интерфейсом и сертификацией оборудования, которое устанавливается в ФСБ. Представители же госбезопасности попросту сослались на секретный характер их деятельности, к коему относится и удаленный пульт.

Впрочем, полностью утаить «секретную информацию» ФСБ не удалось. В ходе судебного заседания ВС один из представителей Минкомсвязи оговорился, что технически сведения могут предоставляться и без представления судебного решения, а с удаленного пульта при желании можно получить информацию о корреспонденции, ничего никому не предъявляя.

Представитель ФСБ пообещал, что жесткий ведомственный контроль исключит возможность злоупотребления со стороны сотрудников спецслужб. Однако адвокаты сослались на практику Европейского суда, который считает недопустимым ставить в зависимость от добросовестности должностных лиц соблюдение тайны связи.

Технический характер приказа

Минкомсвязи не намерен ничего менять в своем документе, настаивая на том, что документ соответствует российскому законодательству, носит чисто технический характер и не расширяет полномочий сотрудников силовых структур. Это подтверждает тот факт, что "спорный приказ" дважды проходил экспертизу Минюста РФ и был утвержден этим министерством.

По словам представителей министерства, приказ лишь "описывает, в каких условиях должны работать спецслужбы", т.е. регламентирует взаимодействие операторов почтовой связи и силовиков при проведении оперативно-разыскных мероприятий.

Как утверждают чиновники министерства, ничего нового в этой истории нет, ведомство лишь регламентировало закон об оперативно-разыскной деятельности, действующий на протяжении уже 14 лет. Согласно этому закону, "проведение оперативно-разыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения..."

На заседании ВС представитель Минкомсвязи Виктория Кремнева заявила, что приказ регламентирует только техническую сторону предоставления информации правоохранительным органам, а "круг работников почты, обладающих полномочиями предоставлять информацию, сильно ограничен".

Генпрокуратура и правозащитники едины

Приказ №65 Минкомсвязи может войти в историю уже тем, что Генпрокуратура РФ и правозащитники, в кои-то веки, заняли одну позицию.
В начале сентября Генпрокуратура "после многочисленных откликов в СМИ" провела проверку документа. Неконституционными, в частности, были признаны пункты 2, 6 и 7 приказа. В них говорится, что доступ к корреспонденции спецслужбы могут получать по запросу, а в случае необходимости изымать письма и посылки.

В сообщении Генпрокуратуры говорилось, что ряд положений приказа "противоречит нормам о гарантиях соблюдения прав граждан на тайну переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений". Как отметили в ведомстве Юрия Чайки, правила Минкомсвязи предполагают, что изымать корреспонденцию и передавать ее сотрудникам спецслужб должны сами работники почты, а это противоречит закону "Об оперативно-разыскной деятельности".

Генпрокуратура потребовала привести правовой акт в соответствие с федеральным законодательством. То есть речь шла не о его отмене, а о добавлении в текст ссылок на Конституцию и другие законы.

На заседании Верховного суда представитель Генпрокуратуры Лариса Степанова заявила, что Минкомсвязи определило не технические требования, а правила взаимодействия органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, и почтовых служб, то есть приказ издан с превышением полномочий. Документ не дает однозначного ответа на вопрос, могут ли оперативники получить данные без санкции суда, а значит, они должны быть признаны незаконными.

Правозащитников и Общественную палату, в свою очередь, возмутило то, что в приказе Минкомсвязи нет ни одной ссылки на статью Конституции РФ, гарантирующую право любого гражданина на тайну переписки, в том числе и почтовых отправлений, нарушать которую можно только на основании судебного решения.

Общество защиты прав потребителей (ОЗПП) "Общественный контроль" в конце июля обратилось в ВС с просьбой отменить приказ Минкомсвязи, который "игнорирует не только потребительское законодательство, но и другие международные и российские правовые акты, гарантирующие тайну переписки". По мнению ОЗПП, приказ Минкомсвязи нарушает статьи Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах, Конституции России, Федерального закона "О почтовой связи", Закона РФ "О защите прав потребителей".

Обеспокоены защитники прав потребителей также тем, что операторы почтовой связи не обязаны предупреждать клиентов о возможности доступа к их почтовой корреспонденции со стороны третьих лиц без судебного решения, что «лишает потребителей возможности сделать правильный выбор услуг".

Стоит отметить, что у противников приказа не получится обратиться в Конституционный суд, поскольку ему неподведомственны дела о соответствии приказа органа государственной власти Конституции РФ.

Почему упрямится Минкомсвязи?

Убедительно выглядят доводы представителей ФСБ, что необходимость получения санкции суда для перлюстрации закреплена целым комплексом нормативно-правовых актов, а значит, нет необходимости дублировать это указание в каждом приказе. Вполне вероятно, сам по себе приказ не устанавливает дополнительных оснований для контроля почтовых сообщений со стороны соответствующих органов.

Фактически приказ описывает, в каких условиях может происходить оперативно-разыскное мероприятие на почте. В некотором роде он даже ограничивает действия сотрудников спецслужб, не позволяя брать почту в любом месте и сделать с ней все, что будет угодно. В это тоже можно поверить.

Однако остается совершенно неясным, почему Минкомсвязи упрямится и не хочет исправить приказ, если он носит только лишь технический характер? Зачем доводить дело до Верховного суда и нагнетать напряжение в обществе, если уточнение необходимости санкции суда для перлюстрации сотрудники Минкомсвязи и ФСБ называют простой формальностью?

Легко заметить, что легитимным приказ Минкомсвязи делает лишь связка с другими нормативно-правовыми актами. При этом эксперты считают, что все они нуждаются в проверке на конституционность, так как дают слишком много полномочий правоохранительным органам. 

Напомним, правила, вводимые на почте, уже работают для сетей электросвязи (сотовые и фиксированные телефоны) и доступа к Интернету. Сотовые операторы и интернет-провайдеры устанавливают у себя оборудование спецслужб, не интересуясь, для чего оно используется.

Возможно, вместо юридической казуистики стоит попросту признать опыт включения права на тайну переписки в число «прав человека» неудачным? И официально признать безопасность важнее свободы. Либо научиться наконец принимать правовые акты, не оставляющие места для превратного и злонамеренного толкования.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала