Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.
Планы приобретения для ВМФ России универсального десантного корабля (УДК) иностранной постройки (французской или голландской) пока еще не реализованы, более того - какой именно проект корабля будет закуплен и когда, остается неясным. Одним из главных вопросов подобного контракта являются условия передачи технологий, которые, по имеющейся информации, пока не согласованы.
Тем не менее, обсуждение возможности такого контракта обозначает начало тенденции - закупки проектов боевых кораблей и готовых единиц иностранной постройки в условиях, когда российская промышленность не готова своевременно обеспечить замену выбывающего по возрасту корабельного состава.
Чем дальше, тем сильнее эта тенденция будет проявляться - корабли советской постройки все больше стареют и вопрос их замены становится критически важным для обороноспособности страны. В ряде случаев, вопрос обостряется еще и тем, что у промышленности отсутствует готовый к реализации проект корабля того или иного класса (имеющиеся советские проекты сильно устарели и не могут воспроизводиться без серьезнейших изменений).
В частности, это касается УДК и авианосцев - имеющиеся проекты, подходящие по ТТХ, разработаны более двадцати лет назад и, в результате, обращение ВМФ России к зарубежным проектам с целью закупки кораблей за границей и воспроизведения их на своих верфях, выглядит вполне оправданным. Обращение к зарубежному опыту, подобное тому, что в свое время предпринял СССР в 30-х годах, а до того - Российская Империя, позволит заполнить образовавшийся в результате событий 1990-х и начала 2000-х годов технологический пробел, начав уже на новой базе очередной цикл разработок.
Несколько лучше обстоит ситуация с большими десантными кораблями 2 ранга и с неавианесущими надводными кораблями - у российских КБ и заводов есть готовые к реализации проекты эсминцев, фрегатов, корветов и БДК. Более того, корветы проекта 20380 уже строятся серийно. Готовится к запуску и модернизированный вариант этих кораблей. В этом году должен быть заложен второй фрегат нового проекта 22350, а в течение года должен войти в строй головной БДК проекта 1171.1 «Иван Грен».
Есть у ВМФ и современные проекты подводных лодок - ведется строительство ракетных подводных крейсеров проекта 955 и многоцелевых АПЛ проекта 885, ведутся работы над усовершенствованными проектами ПЛ, которые, при условии своевременного финансирования их строительства, смогут заменить АПЛ советской постройки в приемлемый срок.
Имеется и современный проект дизельной подводной лодки. Головная ПЛ проекта 677, Б-585 «Санкт-Петербург», была спущена на воду еще в 2005 году. Предполагалось, что в скором времени субмарины этого проекта смогут заменить в составе флота ПЛ проекта 877 (они же «Варшавянки») советской постройки.
Подлодки проекта 677 отличаются высокими ТТХ, будучи более скоростными, чем их предшественники - 21 узел под водой против 17, и значительно более тихими, а их вооружение позволяет решать разнообразные задачи, как в морской, так и в океанской зоне.
Однако с вводом в строй головной ПЛ возникли проблемы. Ввод лодки в строй ожидался еще в 2007 году, но до сих пор - а уже сентябрь 2009 года - ВМФ лодку не принял. По мнению ряда специалистов, это свидетельствует о серьезных проблемах подлодки и проекта в целом.
Подробных сведений о ситуации нет, но по имеющейся информации, проблемы есть с доводкой гидроакустического оборудования лодки, БИУС (боевой информационно-управляющей системы), а также главной энергетической установки.
Затягивание ввода в строй головной лодки «подвесило» и судьбу следующих ПЛ проекта - Б-586 и Б-587 «Кронштадт» и «Севастополь», заложенных в 2005 и 2006 годах. Они, в результате, пока что даже не спущены на воду. Удастся ли исправить возникшие неполадки без ухудшения ТТХ лодки и в какие сроки это можно сделать, пока неизвестно.
В этих условиях ВМФ России вынужден искать альтернативные пути обновления флота дизельных ПЛ. Помимо традиционных энергетических установок исследуются и различные альтернативные, включая малогабаритные ядерные реакторы. Эти реакторы позволят дать современным дизельным лодкам преимущества АПЛ, не требуя резкого увеличения размеров и стоимости, как у «больших» атомных лодок.
По некоторой информации, такой реактор может быть установлен на ПЛ проекта 677, а в настоящее время отрабатывается на опытовой ПЛ Б-90 «Саров» проекта 20120. На этой же ПЛ отрабатывается и энергетическая установка «Кристалл-27» с ЭХГ (электрохимическим генератором), который при соединении водорода и кислорода вырабатывает электроэнергию без использования высокотемпературных процессов. При этом выработка энергии происходит бесшумно, а побочным продуктом реакции является дистиллированная вода, которой легко найти применение на подводной лодке. Энергетическая установка включает в себя криоцистерны с жидким кислородом и устройства для интерметаллидного хранения водорода.
Но, в любом случае, отработка этих технологий и доведение их до серийного производства потребует длительного времени, а обновление дизельного подплава необходимо уже сейчас.
В качестве одного из вариантов обновления, по имеющейся информации, рассматривается возможность приобретения немецких подводных лодок проекта 212, с освоением их лицензионного производства. Эти ПЛ, на сегодня объективно являющиеся лучшими неатомными подлодками находящимися в строю, также имеют энергетическую установку с электрохимическим генератором, значительно увеличивающую продолжительность плавания под водой.
Следует отметить, что к немецким проектам подлодок наша страна обращается не впервые. В 30-е годы СССР приобрел у голландской компании «Инженер Контор фор Шиффбау» (IvS), принадлежавшей немецкой компании «Дешимаг Везер», проект подлодки Е-2, ставший прототипом для советских ПЛ IX серии, известных как ПЛ типа «С» - «Средняя». Технологические решения немецкой серии XXI уже после войны использовались при разработке самой массовой советской подлодки проекта 613, построенной в 1950-58 годах в количестве 215 единиц.
В 70-80-е годы СССР уже самостоятельно вышел в лидеры мирового подводного кораблестроения, захватив основную долю рынка дизельных ПЛ наряду с Германией, восстановившей свои позиции в строительстве подлодок примерно в это же время. Следует отметить, что главный соперник СССР по гонке вооружений - США - еще в 50-е годы прекратили строительство и проектирование дизельных ПЛ - для действий в океане американцы предпочли атомный подплав, а специфические задачи в морской зоне, требующие дизельных лодок, отдали на откуп союзникам. Однако в настоящее время США изучают возможность возобновления строительства ДЭПЛ, также с опорой на иностранный опыт.
Большинство современных проектов дизельных подлодок создается в плотной международной кооперации - франко-испанской, шведско-норвежско-датской и так далее - с использованием отдельных разработок и комплектующих из многих других стран мира, соединяя в итоге достижения ведущих мировых производителей и лучшие имеющиеся технологии.
Россия в настоящее время нуждается в заимствовании передовых зарубежных технологий в тех областях, где накопившееся за годы развала флота и ВПК отставание невозможно быстро преодолеть своими силами. В данном случае приобретение лицензии и ознакомление с лучшим из реализованных на сегодняшний день проектов дизельных ПЛ должно ускорить разработку собственных усовершенствованных проектов, а заказ лодок и их строительство у себя по лицензии - оперативно пополнить неатомный подводный флот, заменив наиболее старые из ПЛ советской постройки, в ожидании появления новых отечественных подлодок.
Не исключено, что знакомство с зарубежными технологиями позволит решить и проблемы лодок проекта 677, ввести их в состав флота и продолжить эту серию.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции