Актеру Александру Филиппенко, сыгравшему целую галерею злодеев и бандитов, сегодня исполняется 65 лет. Его называют "человек-театр", а его принадлежность к своим цехам оспаривают и театр, и кино, и эстрада.
Физика и лирика
Александр Георгиевич Филиппенко родился 2 сентября 1944 года в Москве, но детство провел в Алма-Ате. В 1967 году он окончил самый престижный технический вуз страны МФТИ им. Баумана.
"…Время было такое, что физики были в почете, а лирики - в загоне, - рассказывал он в интервью mignews.com. - И конечно, мы с мамой решили поступать только на физтех. И я был горд, что поступил в лучший институт Москвы".
Путь из физико-технического института в театр он проделал через начинающий КВН и эстрадную студию МГУ "Наш дом".
"Она была разогнана парткомом МГУ после того, как советские танки вошли в Чехословакию. Я тогда уже был старшим инженером в академическом институте, занимался редкоземельными элементами. Театр выбросили на улицу. А мы к тому времени уже были звездами - Александр Карпов, Михаил Филиппов, Семен Фарада и я. Тогда Любимов сказал: "Пусть приходят ко мне". Так мы с Фарадой оказались на Таганке", - рассказал он "Новым Известиям".
Человек-театр
Уйдя в профессионалы, в 1974 году Александр Филиппенко окончил режиссерское отделение Театрального училища имени Щукина. Покинув в 1975 году Таганку, 20 лет проработал в Театре им. Вахтангова. В середине 90-х годов создал "Театр Александра Филиппенко".
Участвовал и участвует в постановках "Сатирикона", московского театра Et Cetera под руководством Александра Калягина, московского театра-студии под руководством Олега Табакова, Театра имени Моссовета, в Театре эстрады, театра "Практика" и др. C 1996 года Филиппенко сам является руководителем театра "Moнo-Дyэт-Tpиo" при "Москонцерте".
Калягин однажды назвал его "человеком-театром, которому не нужен режиссер". Во время выступлений актер иногда переигрывает несколько ролей: например, в пьесе "Сон Гафта, пересказанный Виктюком" на сцене "Современника" Александру Филиппенко довелось исполнить более десяти ролей: он побывал в образах драматурга Эдварда Радзинского и поэтессы Анны Ахматовой, маршала Жукова и сатирика Жванецкого, лидера коммунистов Зюганова и др.
"Злодей"
В кино Александр Филиппенко начал сниматься в 1969 году, дебютировав в роли Володи Харламова в фильме "Я - его невеста". За это время он успел появиться на экране более чем в 60 фильмах, среди которых - "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты", "Торпедоносцы", "Мой друг Иван Лапшин" и "Карьера Артуро Уи ".
Александру Филиппенко нечасто предлагают роли положительных персонажей, даже роль героя-любовника в его творческой биографии была всего одна - Долинина в "Убегающем августе". Зато зрителям запомнились его злодеи и бандиты, а режиссер Марк Розовский назвал его Кощея Бессмертного ярким представителем темных сил.
Один из его последних "злодеев" - Азазелло из "Мастера и Маргариты" Владимира Бортко. Кстати, в не увидевшем свет фильме Юрия Кары также по одноименному роману Булгакова Александр Филиппенко сыграл Коровьева.
"Это был странный случай - он (Бортко) сделал мне предложение прямо на Патриарших прудах. Я живу рядом, и как-то показывал своему двоюродному брату и его друзьям булгаковские места. Иду по точкам и размахиваю руками. А параллельно по тротуару идет компания и указывает на те же места. В центре - огромный мужчина. Оказывается, это Бортко с группой выбирал точки для съемок. Он представился и говорит: "Коровьева вы уже играли. Сыграете у меня Азазелло?" Конечно, я согласился", - рассказывает актер.
Еще большую популярность Филиппенко получил благодаря съемкам в сериалах. "Бедная Настя" - это был мой первый опыт. Знаете, для молодых актеров сериалы - это великое искушение, сложно отказаться. А ведь потом можно так вляпаться, что не отмыться. Мне повезло: я могу выбирать, могу отказываться. От современных "бандитских" сериалов, как правило, отказываюсь. Много предложений было - коррумпированных прокуроров каких-то…" - рассказал он журналу "Бизнес-курс".
При этом актер признается, что от отрицательных ролей он не устал и что ему важно, что движет его героем, "что его сжигает".
"Кощей Бессмертный, жаждущий обладать силой вселенской, или тот же Копченый, вор в законе, в "Приступить к ликвидации", или Азазелло и Коровьев в "Мастере и Маргарите" - все они обрученные с идеей! Вот это для меня важно! Они движители, экшнмены. За эти роли мне не стыдно", - говорит актер.
Актер ждет новых ролей, в том числе в исторических сериалах: "Современные - это не мой костюм. Кожей чувствую, не смогу найти точки соприкосновения. Мы - люди из другого века, и наше кино отправляется в "исторический музей". За окном другой мир", - сказал Филиппенко "Известиям".
И чтец
Еще одна сфера для проявления таланта Филиппенко - эстрада. Актер с успехом выступает с сольными программами по произведениям Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Зощенко, Булгакова, Платонова, Аверченко, Довлатова, Аксенова, Высоцкого, Жванецкого, Бабеля, Солженицына и т. д.
"В России вновь возникает тяга к хорошему слову,- цитирует его слова сайт peoples.ru. - Лысые шестидесятники-родители ведут детей послушать Гоголя, Булгакова, Платонова… Я выступаю, я знаю", - говорит актер.
И отмечает: "Когда-то мое поколение называли "шестидесятниками", теперь мы стали ими и по праву возраста…".
Материал подготовлен редакцией rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников