Рейтинг@Mail.ru
Университет звезд - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Университет звезд

© www.cmpk.ruВГИК - одна из самых влиятельных и успешных киношкол мира
ВГИК -  одна из самых влиятельных и успешных киношкол мира
Читать ria.ru в
Дзен
1 сентября ВГИК – Всероссийский государственный университет кинематографии им. Сергея Герасимова – отмечает 90 лет со дня открытия в 1919 году. Весь год по нарастающей шли различные торжества, привязанные к этой дате, и вот кульминация – открытие памятника выпускникам разных поколений.

Анатолий Королев, писатель, член русского Пен-клуба,  для РИА Новости.

1 сентября ВГИК – Всероссийский государственный университет кинематографии им. Сергея Герасимова – отмечает 90 лет со дня открытия в 1919 году. Весь год по нарастающей шли различные торжества, привязанные к этой дате, и вот кульминация – открытие памятника выпускникам разных поколений: режиссеру Андрею Тарковскому, актеру и режиссеру Василию Шукшину и сценаристу Геннадию Шпаликову.
Можно было бы легко увековечить еще несколько выдающихся троек: С. Бондарчук, Э.Климов, С.Герасимов, или С.Параджанов, Л.Гайдай, Г.Чухрай, либо тройку живых классиков А.Сокуров, Э.Рязанов, Н.Михалков.

В истории ВГИКа на удивление много звезд. Между тем первая в мире киношкола создавалась партией как фабрика для агитации и пропаганды, и ставка в этом техникуме делалась на общее выражение лица, всяческая индивидуальность никак не поощрялась. Дореволюционное русское кино с  культом звезд и манерностью считалось образцом пошлости и вырождения. Так делать кино нельзя! Ленин одним из первых понял мощную суггестивную роль киноискусства и акцентировал именно пропагандистскую, воспитательную и общеобразовательную роль кино.

Кинонатурщики (так назывались в те годы актеры) набирались из пролетарской среды, их учили боксу, пластическим этюдам, работе лица, ритму. Учащихся приучали не играть, а работать в кадре, который в ту пору имитировали специальными рамами из черного бархата. Обучение шло в процессе прямого производства агитфильмов, и уже в первые годы после открытия киношколы были закончены ленты «В дни борьбы», «На красном фронте» и «Серп и молот», а немногим позже был лихо снят и первый агитационно-художественный фильм «Приключения мистера Веста в стране большевиков».

В мае 1927 года были выданы и первые дипломы о профессиональном образовании: 71 актер, 15 режиссеров, 19 операторов и 8 лаборантов.
Но к тому времени идея производства кино претерпела некоторые изменения. От сиюминутных агиток, которые апеллировали к мыслям о справедливости и воспитывали сознательность в массах политическими средствами, киношкола сделала ставку на чувства народа. Не убеждать, а очаровывать. Исподволь, а не в лоб принуждать к классовой любви, показывать жизнь не такой, какая она есть, а такой, какая должна быть.

Так в недрах киношколы стали зарождаться черты советского Голливуда.

Теперь нужда в массовке отпала, вновь потребовались звезды. Первым удачным образцом советского мифа стал боевик «Чапаев» кинорежиссеров братьев Васильевых с гениальным Борисом Бабочкиным в роли Чапая. Говорить о какой-либо правдивости этого вестерна, где роль злых индейцев исполнили карикатурные белогвардейцы, конечно, не приходится. Но как миф – фильм безупречен.

Постепенно ВГИК стал институтом по производству звезд. Стать актером или актрисой мечтали тысячи молодых людей, конкурсы на актерский факультет достигли астрономических цифр. Не поступившие рыдали, никого не стесняясь. Среди них оказался однажды и сам Вячеслав Тихонов, чьи слезы были так выразительны, что привлекли внимание педагога, профессора Б.Бибикова, и он на свой риск взял зареванного парня в мастерскую сверх конкурса.

Пожалуй, самым знаковым событием ВГИКа в первые послевоенные годы стало массовое участие учеников актерского курса в съемках фильмах педагога и режиссера Сергея Герасимова «Молодая гвардия». Здесь советский миф получил новое дыхание, вместо одной звезды в духе Чапаева на экран вышла сразу целая плеяда молодых звезд и звездочек: Нона Мордюкова, Инна Макарова, Людмила Шагалова, Клара Лучко, Тамара Носова, Сергей Бондарчук, Вячеслав Тихонов.… И хотя говорить о правдивости нового фантома тоже сложно, все-таки трагические молодогвардейцы были ближе к исторической реальности, чем лихие чапаевцы.

В 60-е годы ВГИК стал отчасти возвращаться к стратегии 20-х годов, культ производства звезд выдохся, возникла потребность в новой подлинности, герой должен был похож на человека в толпе. Особенно эта тенденция была заметна в фильмах Марлена Хуциева «Застава Ильича», «Июльский дождь», где актерский пафос сводился к тому, чтобы никак не актерствовать перед камерой… Сегодня, в новейшее время, опять победил Голливуд, но это тема для отдельного разговора.

Параллельно с игрой ВГИК позиционировал себя как мощный источник режиссерской мысли и визуальной культуры. Здесь преподавали режиссеры С. Эйзенштейн, А. Довженко, М. Ромм, операторы Э. Тисе, А. Головня, Л.Косматов, художники И.Иванов-Вано, Ю.Пименов, драматурги Е.Габрилович, А. Каплер, С.Лунгин… Оставаясь учебным заведением, институт кино одновременно становился заметным производителем студенческих фильмом. Мощная учебная киностудия до сих пор остается самой крупной обучающей студией в мире среди подобных учреждений.

Порой в потоке учебных лент мелькают и подлинные шедевры, например, дипломная работа Андрея Тарковского «Каток и скрипка», которая постепенно перекочевала из дебюта в основную фильмографию режиссера.

Хотя в час юбилея говорить о проблемах вроде бы не уместно, все же замечу, что, на мой взгляд, концентрация обучения практически в одном месте, в одной точке страны все же пусть отчасти, но устарела. Да, кино штука весьма дорогая, и студент должен быть вписан в механику производства с молодых ногтей, но система обучения кино в Европе и особенно в Америке, где существуют сотни ячеек для приобщения к искусству кино в виде факультативов, курсов, школ, лекций при университетах, показала большую гибкость. По существу в Голливуд приходят любители, которые до этого доказали свою профессиональную подготовку в самых неожиданных местах. Например, Дэвид Линч по первому образованию профессиональный художник академической выучки. Свой первый фильм (мультяшку) снял случайно, получил за дебют несколько премий, в том числе солидный грант на новый фильм. Полученную сумму вынужденно потратил на съемки второй ленты и так чуть ли не за уши был судьбой втянут в воронку Голливуда и расстался с палитрой.

Такой извилистый путь к цели - пешком по тропе рока – намного сложнее, чем наша практика шоссе с односторонним движением из одной единственной стартовой точки, но в американской школе есть один плюс: тебя выбирает судьба, а не приемная комиссия.

И все же, несмотря ни на что, ВГИК остается одной из самых влиятельных и успешных киношкол мира. Сейчас ему присвоен статус университета, здесь учатся не только актеры и режиссеры с операторами и сценаристами, но и киноведы, организаторы производства кино и телевидения и, наконец, продюсеры.…  Поступить во ВГИК по-прежнему трудно и престижно. По-прежнему в дни экзаменов на лестницах можно заметить заплаканные лица…

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала