Рейтинг@Mail.ru
Демократы у власти в Японии: перемена мест слагаемых - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Демократы у власти в Японии: перемена мест слагаемых

© МеркаторДемократы у власти в Японии: перемена мест слагаемых
Демократы у власти в Японии: перемена мест слагаемых
Читать ria.ru в
ДзенMaxTelegram
В который раз Японию захлестнула волна «коллективного бессознательного». По мере приближения выборов в нижнюю палату парламента, прошедших в минувшее воскресенье, 30 августа, все большее число избирателей изъявляло готовность голосовать за крупнейшую оппозиционную Демократическую партию Японии, против правившей Либерально-демократической.

Андрей Кузнецов, Токио, для РИА Новости.

В который раз Японию захлестнула волна «коллективного бессознательного». По мере приближения выборов в нижнюю палату парламента, прошедших в минувшее воскресенье, 30 августа, все большее число избирателей изъявляло готовность голосовать за крупнейшую оппозиционную Демократическую партию Японии (ДПЯ), против правившей Либерально-демократической (ЛДП). Демократы и победили.

Сначала речь шла о завоевании ДПЯ простого большинства в нижней палате – более 241 мест; к моменту выборов разговор шел уже о квалифицированном большинстве – более 320 мест. В конечном счете победителям досталось 308 мест, а либералы довольствовались всего 119-ю. С момента своего создания в 1955-м, ЛДП практически бесперерывно находилась у власти, за исключением 10-месячного периода в 1993-94, когда страной без особого успеха руководил представитель коалиции из восьми партий и групп. Потому нынешнее поражение стало для них крайне болезненным, по многим признакам знаменуя окончательный закат некогда мощной политической партии.

 

В середине сентября на специальном заседании парламента премьер-министром будет избран лидер ДПЯ Хатояма Юкио, который провозгласит начало уже в целом анонсированной «политики товарищества и любви». Демократы считают, что первые три месяца будут самыми трудными. Если же к концу года им удастся сформировать бюджет и утвердить его в парламенте, то можно считать, что, после 62-летнего перерыва, положено начало долгому периоду их правления.

 

Однако, откуда же этот всплеск массовой неприязни к ЛДП  - партии, стоявшей у руля более 50 лет? Можно спросить и по-другому: откуда эта внезапная любовь к ДПЯ  - партии, все руководство которой представляет собой выходцев из ЛДП? Последние могут торжествовать победу, говоря, что их разрыв с либералами был правильным шагом, только вот не станет ли эта победа пирровой?

Проигравшие весь предвыборный период пытались разыгрывать карту «ответственности», подчеркивая отсутствие у ДПЯ опыта реального руководства страной. Еще одним моментом в критике программы ДПЯ («предвыборного манифеста») было «отсутствие источников доходов». Проще говоря, откуда господа демократы намерены брать деньги для реализации делаемых обещаний? Одновременно подчеркивалось, что именно при ЛДП в стране в последние месяцы начался рост ВВП и появились признаки выхода из экономического кризиса.

Однако электорат оставался глух к этим в общем-то разумным аргументам; число сторонников ДПЯ только росло. ЛДП же, хотя и делала в своих предвыборных выступлениях ударение на «преемственности», однако хорошо понимая, что призыв ДПЯ к «смене политического режима» гораздо более популярен, изо всех сил стремилась сохранить свои позиции хотя бы в тех избирательных округах, где их кандидат пользовался личной (внепартийной, «человеческой») популярностью.

Ответом демократов был почти что оголтелый популизм – заявления о намерении чуть ли не уничтожить «заевшуюся бюрократию», отменить плату за проезд по скоростным дорогам, выплачивать ежемесячные пособия семьям с детьми, улучшить систему соцобеспечения и т.п.
Что поделать: не имея за спиной багажа ЛДП ни во внутренней, ни во внешней политике, Ю.Хатояма просто вынужден прибегать к популистским заявлениям. Так, на заседании Генеральной ассамблеи ООН в конце сентября он призовет к «безъядерному миру», причем постарается сделать это в тандеме с Бараком Обамой. Красиво звучит: первая и единственная страна – жертва применения ядерного оружия, и первая страна, такое оружие применившая, призывают к полному запрету этого дьявольского изобретения ХХ века. Однако анонимный источник в госдепартаменте США уже заявил, что им «не хотелось бы выслушивать сказок при встрече в верхах» /американского и японского лидеров/.

Малоопытность новых руководителей бросается в глаза. В ходе предвыборной кампании Юкио Хатояма был вынужден сократить до минимума количество интервью и подходов к журналистам: он пока не привык выдерживать единую линию поведения, и зачастую говорил разное по одному и тому же вопросу (на пример, о перспективах участия японских ВМФ в снабжении сил коалиции, проводящей операцию в Афганистане). Вызывает нарекания и ярко проявившаяся в предвыборных выступлениях нерешительность и отсутствие харизматичности (кое-кто даже заговорил о «слабости») у лидера демократов.

В принципе, на волне вспыхнувшей к ДПЯ горячей любви японские избиратели многое ему готовы простить (по крайней мере – пока). Согласно опросам, лишь 65,9% электората считает, что ДПЯ «должна непременно выполнить» свои предвыборные обещания.
Чего же можно ожидать от нового японского правительства? В принципе, ничего особо нового: отношения с США останутся без изменений союзническими, с небольшой коррекцией в сторону уменьшения взаимодействия в проведении военных операций за рубежом.

В отношении России и, в частности, территориальной проблемы, изменений также не предвидится (это неоднократно подчеркивалось высокопоставленными сотрудниками японского МИД), однако можно вполне предположить смягчение позиций в экономической сфере, где ситуация и так более-менее нормальная, и в области культурных обменов. Все же, Юкио Хатояма долгие годы являлся председателем общества японско-российской дружбы, а его сын учился в Москве, где находится и сейчас, вынашивая планы модернизации дорожной системы мегаполиса.

Совершенно очевидно, что в политике нового кабинета станет меньше националистических ноток. Хатояма уже заявил, что не намерен ходить на поклонение в токийский храм Ясукуни – символ японского милитаризма, чем успел вызвать упреки ревнителей чистоты японского духа и консерваторов старшего поколения, идеологическим вождем которых является бывший премьер-министр Накасонэ Ясухиро.

Однако «кадровый вопрос» в ДПЯ стоит очень остро: в партии катастрофически не хватает значимых фигур, и новому премьеру неизбежно

придется черпать из старого аппарата ЛДП. Собственно, он этого и не скрывает, заявляя, что в правительство должны прийти профессионалы, которых будут набирать из членов парламента, и таковых нужно около ста человек. Аналитики крупнейших японских газет в один голос заверяют, что столь даже мало-мальски опытных фигур в парламенте не наберется, учитывая значительное количество молодых парламентариев, популярных у населения, но абсолютно не имеющих опыта политической работы.

Появились также сообщения о начале трений внутри ДПЯ по поводу новой структуры правительства. Так, Юкио Хатояма намерен создать подчиняющееся непосредственно премьеру Агентство государственной стратегии, замкнув на него все потоки информации ото всех ключевых ведомств. Однако оно не утверждено законодательно, а столь крутое новшество не может не быть встречено в штыки бюрократией, исторически представляющей основу японской политики. Как, интересно, Хатояма намерен ее «уничтожать» - расстреливать, что ли?

Помимо неопытности и кадрового голода, для ДПЯ существует еще одна опасность: за креслом премьер-министра, которое займет Юкио Хатояма, незримо реет тень Одзава Итиро – бывшего лидера Демпартии, влияние которого остается очень значительным. В новом парламенте около 100 депутатов – его фактические выдвиженцы, а еще 50 в той или иной мере являются его сторонниками. Вопрос – как уживутся новый и старый руководители, сможет ли первый быть достаточно твердым в отстаивании своих идей, а второй – умерить свои амбиции?

С тонущего же корабля ЛДП уже готовы побежать первые «крысы», старающиеся успеть остаться на политическом плаву. Пока, впрочем, мало кто думает и говорит о будущем ЛДП: сохранится ли она, расколется ли на мелкие партии или вообще прекратит существование. Как сообщил в приватном разговоре руководитель одной из крупнейших японских телекомпаний, «в интеллектуальных кругах страны утвердилась та мысль, что в ближайшие годы Японию ожидает некоторый политический хаос». ЛДП, по его мнению, в известном смысле разрушила саму себя, и главную роль «разрушителя» многие приписывают бывшему премьеру Коидзуми Дзюнъитиро. Именно он воспользовался благоприятной экономической ситуацией и начал проводить реформы, подрывавшие сложившуюся «систему американского капитализма с сердцевиной из японского социализма», в которой существовало относительное равенство и отсутствие расслоения в обществе, много внимания оказывалось социальной сфере.

Заявляя о необходимости структурной реформы системы управления и изменения существовавшей почтовой системы – стержня социального благосостояния населения, Коидзуми добился того, что стимулировал в обществе «капиталистический прагматизм», а «социалистическая сердцевина» получила серьезнейший удар, в результате чего и началась чехарда с премьерами – Абэ Синдзо, Фукуда Ясуо, Асо Таро, каждый из которых находился у власти по году. Теперь ЛДП и вообще перестала быть правящей партией.

Федерация японского бизнеса (Кэйданрэн), ранее однозначно выступавшая на стороне ЛДП, пока держит нейтралитет, заявляя, что поддержит «то политическое направление, действия которого наиболее отвечают национальным интересам страны». Вот и еще один арбитр, знающий – что «отвечает», а что – нет.

Пока же в штабе ДПЯ гремят победные литавры и раздаются звонки с поздравлениями из посольств зарубежных стран. Но эта эйфория скоро пройдет.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала