Рейтинг@Mail.ru
Кризис в России: вторая волна отменяется? - РИА Новости, 31.08.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Кризис в России: вторая волна отменяется?

© Фото : Пресс-служба МБРР Сергей Яковлевич Зайцев, председатель правления Московского банка реконструкции и развития
Сергей Яковлевич Зайцев, председатель правления Московского банка реконструкции и развития
Читать ria.ru в
Экономика РФ сейчас нуждается в хорошей информации, чтобы не обвалиться в пропасть. Об этом в интервью РИА Новости рассказал председатель правления Московского банка реконструкции и развития, входящего в тридцатку крупнейших банков России, Сергей Зайцев. Беседовала Мария Князева.

Ослабленная кризисом российская экономика барахтается в потоке заявлений и экспертных мнений о том, что дальше может быть еще хуже. Позитивная информация часто подается или сквозь призму скептицизма, или в виде робкой надежды. Однако именно плохие новости и могут сыграть с отечественной экономикой злую шутку – напугать до такой степени, что она войдет в штопор без фундаментальных причин для этого.

О том, что экономика РФ сейчас нуждается в хорошей информации, рассказал в интервью РИА Новости председатель правления Московского банка реконструкции и развития, входящего в тридцатку крупнейших банков России, Сергей Зайцев. Беседовала Мария Князева.

- Вторая волна финансово-экономического кризиса в России, о которой так много говорят, - на Ваш взгляд, это миф или реальность?

- Очень много людей, в том числе и экспертов рынка, делают публичные заявления о второй волне, но никто не объясняет, в чем она должна выражаться. Что это будет? Может, она уже идет, только мы ее не идентифицируем? Может, волатильность рубля – это и есть вторая волна? Может быть, стоит сказать людям, чтобы они перестали ждать чего-то страшного и успокоились?

Предположим, что вторая волна может выразиться в том, что у компаний не станет денег и они перестанут платить банкам по кредитам, гражданам зарплату, а в бюджет - налоги. Чтобы подтвердить или опровергнуть эту мысль, стоит посмотреть на объем средств предприятий на расчетных счетах. Он сейчас больше процентов на 20-25, чем в счастливом 2007 году. И эта величина растет. Средства у населения тоже есть.

Такого количества денег не было никогда (я имею ввиду, за 2007 и 2008 годы, которые мы исследовали). Поэтому я могу сказать, что, на мой субъективный взгляд, единственная кризисная ситуация или может быть даже большая часть причины кризиса находится в головах людей. И это «предсказание» кризиса и является, как ни странно, толчком ко второй волне.

- Почему?

- Что происходит? Когда нагнетается ситуация – сокращается деловая активность. Население начинает меньше тратить, откладывает дорогостоящие покупки (машины, заграничные отпуска и т.д.) и копит деньги на возможный «черный день». Предприятия замораживают инвестиции, не видя спроса. Они перестают хотеть развиваться, а хотят только копить на тот же «черный день».

Падает спрос, падает выручка у компаний. Банки перестают кредитовать, видя, что предприятия не развиваются, спроса нет, а все вокруг кричат о кризисе. Оборачиваемость денег падает. Денег становится больше, а оборачиваемость – меньше. И так по спирали, как вхождение самолета в штопор.

Поэтому мы можем нагнать вторую волну кризиса только вот этими вот заявлениями, что она будет. И это не из области психоделики, а из области экономики.

- Но ведь, к примеру, банкротства? Они же происходят сейчас в России.

- Если смотреть объективно - да, какие-то заемщики банкротятся. Но, я думаю, многие из них банкротятся по простой причине: потому что были крайне агрессивны, крайне неосторожны в стремлении развиваться. Очень многие были перекредитованы. И многие добились этого только потому, что скрывали истинную информацию от банков при получении займов. Кроме того, сейчас есть и те, кто не платят – они просто не хотят этого делать, ссылаясь на кризис и трудности, с которыми якобы столкнулся их бизнес.

- Тогда как сейчас можно начать восстанавливать экономику страны?

- Начать хотя бы с позитивного информационного поля. Ведь, на мой взгляд, объективных макроэкономических предпосылок к новому удару кризиса нет. Но, к сожалению, хорошие новости распространяются у нас плохо, а вот плохие разлетаются мгновенно.

Смотрите: когда нефть за пару месяцев этого года подскочила с 40 долларов за баррель до 70 долларов, мы говорили, что это пузырь, он лопнет и нас снесет вторая волна кризиса. Но ведь и при 40 долларах жили и не умирали. Зато когда нефть с 70 упала до 60 долларов – случился просто коллапс: паника, рубль обвалился. Все еще сильнее стали кричать про кризис и про вторую волну.

Поэтому чтобы начался подъем, необходимо не просто перестать говорить о плохом – тишина сейчас тоже тревожит, - нужно больше хороших новостей.

Для оживления бизнеса нужна прогнозируемость развития ситуации. А когда нет четкой программы поддержки экономики, да еще и постоянные заявления о готовности ко второй волне, какой нормальный бизнесмен будет инвестировать деньги?

- У банков растет просроченная задолженность. Как Вы думаете,это  свидетельствует о кризисе у отечественных предприятий?

- Недавно я опять увидел в газете комментарий из серии: «На сентябрь приходится основная масса погашений долгов российских компаний перед российскими банками, которые не смогут по ним рассчитаться, поэтому у банков все рухнет». Честно сказать – был удивлен. Нет такого критического момента – сентябрь. Да, существует сезон деловой активности – это весна и осень, когда многие выходили на инвесторов.

- Но в любом случае, то, что надо гасить осенью, заемщики начали реструктуризировать еще весной?

- Да, конечно! Более того, кредитная политика многих банков такая: если предприятие готово бороться с падением спроса, у менеджмента есть четкая программа, как они будут искать новые рынки сбыта, повышать продажи, уменьшать себестоимость и так далее, то о реструктуризации договориться вполне реально.

Как правило, на сегодняшний момент, просроченная задолженность становится просроченной, только если банки не видят в лице менеджмента или собственника адекватного заемщика. Или если менеджмент нацелен на сознательное банкротство – сейчас под это дело можно вывести активы, создать параллельное юридическое лицо, начать работу без долгов, а кризис эти долги спишет.

- А нынешний уровень просрочки – он критичен для банков?

- Ну, да, есть просроченная задолженность, она сейчас приближается или уже приблизилось к 10%. Но в принципе, это не смертельная величина для ликвидности банков. У банков очень большая ликвидность – они накопили ее за девять месяцев, не кредитуя никого, а только собирая ранее выданные кредиты и привлекая деньги от физлиц. Еще и ЦБ активно проводит кредитование. Да, страдает доходность банков, но говорить, что текущие уровни просрочки угрожают существованию банковской системы – полная глупость.

- Неужели только хорошими новостями можно спасти сейчас экономику?

- Ну, конечно, нет. Сколько ни говори «халва», во рту слаще не будет. Нужна программа действий по поддержке внутреннего спроса. Сегодня, когда мы ждем восстановления потребления на мировых рынках, мы обрекаем себя на сохранение только экспортных и сырьевых отраслей промышленности.

 

- Какие можно принять меры?

 

- Если начнем развивать внутренний спрос, например, путем развития ипотечного кредитования населения, мы получим внутренний спрос на продукцию отечественного производителя.

Нужно учесть один момент, извлечь опыт из предыдущих действий: понимаете, деньги, как лекарство для экономики, нужно знать, в какое место запускать.

В 2007 году была напряженность с ликвидностью и возникла угроза сокращения темпов роста ВВП. Российское правительство решило закачать деньги в экономику за счет бюджетных расходов. В декабре 2007 года их объем был на уровне 1 триллиона рублей, причем обычно эта сумма в этот период составляет около 0,5-0,6 триллиона. Такая инъекция привела к «разгону» инфляции – она вылилась на потребительский рынок, а поскольку дело было зимой, ограниченность предложения усилила эффект. Правительство этого роста цен испугалось, и когда началась вторая фаза кризиса осенью 2008 года, оно уже побоялись вводить деньги в экономику через потребительский рынок и сделало это через банки.

Это был, конечно, пожарной срочности механизм, но он был неэффективным. Банки на тот момент уже стали тромбами. Они боялись кредитовать – большинство закрыло потребительское кредитование, кредитование реального сектора и т.д. Все мы стали копить деньги. Да, граждане забрали часть сбережений «под подушки», но уже в конце года эти деньги начали возвращаться обратно в банки. И в этот момент пришелся удар по реальному сектору экономики – люди стали меньше тратить. А ведь у банков деньги на тот момент были. Таким образом, деньги есть, но не там, где должны быть.

- А как восстановить кредитование?

- Сейчас можно снижать ставку рефинансирования, заставлять банки кредитовать, но это не даст особого эффекта. Банки, напуганные новостями в газетах о второй волне, готовятся к приходу вкладчиков в свои офисы и не хотят отдавать эти деньги никому. Деньги лежат в ЦБ и не приносят доходов, притом, что депозиты привлекаются под 15-18% годовых. Это убыточно для банка. Но банки вынуждены это делать и имитировать какую-то деловую активность только потому, что идет информационный прессинг.

- Сейчас очень высокие эффективные ставки по кредитам для юрлиц, поэтому многие из них просто не могут привлечь кредит. Как быстро ставки могут снизиться?

- Понятно, что пока будут высокие ставки. Но даже их нынешний уровень приемлем для юрлиц. Когда начнется оживление, когда банки ринутся направлять избыточную ликвидность в кредитование предприятий, начнется конкуренция за качественного заемщика. Это собьет ставки.

Уже в течение полугода мы можем увидеть их снижение. Ну, и конечно, можно стимулировать этот процесс.

- Как?

- Например, дотировать ставки по ипотеке. Я считаю, что это отличный инструмент для поддержания экономики. Говорится о поддержке строителей, но их-то поддерживать не нужно. Надо поддерживать покупателей, спрос. Например, строитель взял поддержку в виде кредита, построил дом, стоит на него и смотрит – всем должен, а квартиры никто не покупает, выручки нет. Это не поддержка, это издевательство.

- Смогут ли банки быстро активизировать кредитование?

- Конечно, ведь инфраструктура, специалисты, деньги и желание есть. Если сможем прогнозировать развитие экономики, то кредитование восстановится за пару месяцев.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала