Владимир Новосадюк, глава представительства РИА Новости в Молдавии.
В конце августа градус политизированности молдавского общества поднялся до такого уровня, что многими его гражданами реальность происходящего в стране стала восприниматься как вымысел, а вымысел, как реальность.
Посрамив многочисленные «пикейные жилеты» от политологического и экспертного мира, как местного, так и зарубежного, с их проектами и прожектами вероятного развития событий в Молдавии, кишиневская либерально-демократическая коалиция выбрала главой парламента страны последовательного борца с ее ... независимостью и суверенитетом, радикального униониста Михая Гимпу. На протяжении многих лет имя этого лидера либеральной партии (ЛП) прочно ассоциируется у местных жителей с идеями присоединения Молдавии к Румынии, плохо скрываемой, а точнее нескрываемой, скажем так, нелюбви к России.
Почему же так случилось, что лидеры политических формирований – либерально-демократической (ЛДПМ), демократической партий (ДПМ) и альянса «Наша Молдова» (АНМ), ориентирующиеся по их многочисленным заявлениям, да и по названию, которое они выбрали своему альянсу, на европейские ценности, в спикеры поспешили избрать подобную фигуру? Настолько спешили, что даже, по мнению коммунистов, нарушили регламент работы парламента, проигнорировав законную просьбу ПКРМ сделать перерыв в его деятельности для формирования фракций.
Вот здесь-то и кроется та бомба замедленного действия, которая может в обозримой перспективе взорвать хрупкий мир согласия между членами либерально-демократической коалиции. А последствия этого взрыва настолько в своем потенциале разрушительны для судьбы суверенной Молдавии, что и представлять не хочется.
Лидеры АЕИ тщательно скрывают от общества, что между его самыми влиятельными членами Владимиром Филатом (ЛДПМ) и Марианом Лупу(ДПМ) существуют непримиримые разногласия. Это невосприятие друг друга и вылилось, поделились со мной очень информированные источники, в жесточайшую схватку за должность спикера накануне первого заседания парламента. Когда дискуссия в узком кругу лидеров зашла в тупик, и родилась идея выдвинуть главой парламента как бы нейтрального и всех устраивающего Гимпу. Что и было сделано на следующий день, 28 августа.
Ничего не напоминает? Между тем, если вернуться к еще недалекой истории, возникает полная аналогия с назначением Леонида Брежнева на пост руководителя КПСС, а, по сути, Советского Союза. Творцы той операции думали, что избирают его максимум на 10 месяцев, ну, год от силы. А что из этого получилось? Около 20 лет.
Конечно, Молдавия далеко не СССР, да и времена за окном другие. Но очень уж схожая ситуация. Да еще, если допустить, что вдруг Гимпу «свалятся» в руки какие-нибудь другие дополнительные полномочия...
Поэтому, уверены эксперты, творцы молдавского «проекта» за рубежом и внутри страны должны, пока еще не очень поздно, задуматься над созданием эффективной системы сдержек и противовесов.
Как будут реагировать на случившееся коммунисты? Они планируют первого сентября подать в Конституционный суд протест против незаконных действий либерально- демократического большинства в парламенте, имеющего в сумме 53 мандата против их 48.
Ну, а дальше, по всей вероятности, продолжится жесткое противостояние ПКРМ и альянса «За европейскую интеграцию» вплоть до начала в следующем году кампании по очередным досрочным парламентским выборам.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции