История советского цирка ведется с 26 августа 1919 года, когда был подписан указ о создании государственных цирков в РСФСР. О том, что происходило дальше, рассказал РИА Новости директор Большого Московского цирка на Воробьевых горах, в свое время – знаменитый эквилибрист Леонид Костюк. Беседовала Наталия Курова.
- Что такое вообще советский цирк?
- Начнем с того, что дата его возникновения очень условна. Цирк – древнейшее из искусств, а русский цирк возник еще тогда, когда на ярмарках появились первые скоморохи, веселившие и удивлявшие народ своими нехитрыми фокусами. 26 августа 1919 года – это момент, когда цирк был признан советским государством.
В советский период цирк, как и другие виды искусства, был, конечно, сильно идеологизирован: мы ставили «датские» спектакли к разным юбилеям. Но программы все равно были мощными, яркими, зрелищными и пользовались огромным спросом. Как правило, это были богато оформленные театрализованные представления с единым сюжетом. Главный курс тогда был взят на масштабные спектакли – одних только фокусников и иллюзионистов бывало по 20 человек, фактически целая труппа, - на создание крупных аттракционов и пантомим, на пестование самобытных национальных коллективов – тогда блистали украинский, русский, узбекский, казахский цирк.
Надо сказать, что было и где показывать такие программы. Повсюду строились новые цирковые здания. Цирк был в каждом крупном городе, а не только в столицах. И средств на развитие цирков государство отпускало столько, сколько нужно. Государство заботилось о цирковом искусстве, которое было востребовано и на родине и за рубежом. Тогда говорили, что русский балет и цирк - лучшие в мире, и это соответствовало действительности. Цирк приносил солидный доход государству и зарабатывал валюту для страны на зарубежных гастролях. Если театр Образцова, который рано стал выступать за рубежом, играл в помещении на 200-300 мест, а балет - на полторы тысячи, то мы работали во Дворцах спорта, вмещавших до 14 тысячи человек, и все места были до отказа заполнены зрителями.
- А что сегодня происходит у нас с цирком?
- Сегодня, конечно, мало создается масштабных ярких представлений, цельносюжетных спектаклей, где блистали бы уникальные таланты. Особенно это касается провинциальных цирков, где подчас выпускают откровенно слабые программы: директора предпочитают дешевые спектакли, где вместо 80-100 человек задействовано 40, а то и 20. Все действо строится на отдельных, не всегда качественных номерах. Конечно, яркого зрелища таким образом не получится, а в результате снижается зрительский интерес к цирку вообще. Свою роль тут играет и недостаточное финансирование, но все же и сам цирк должен быть более изобретательным и активным. Я уверен, что нам надо взять все то ценное, что было в советском цирке, возрождать аттракционы, создавать яркие театрализованные представления. Тем более, что сейчас появилось множество уникальных, сложнейших сольных номеров. И наши артисты продолжают держать марку российского цирка, завоевывать награды на международных фестивалях и конкурсах. В номерах с подкидными досками мы до сих пор первые в мире.
- Как эти проблемы решает Большой Московский цирк?
- Мы у себя давно уже стали создавать крупные программы на 80-100 участников, стараемся задействовать все жанры и виды искусства - и ледовое шоу, и водные аттракционы, и так любимые народом номера с дрессированными животными. Причем, в отличие от французского цирка, мы стараемся, чтобы в них действовали самые разные представители фауны. И в нашей новой программе будет номер, в котором участвуют более 200 видов животных. Мы стараемся все время придумывать что-то новое, оригинальное. И усилия себя оправдывают - программы пользуются успехом. Заполняемость нашего зала составляет 95-97%. Причем если раньше мы работали с одной программой по полгода, то теперь - 11 месяцев, и зритель с удовольствием идет.
- А деньги откуда?
- Новые спектакли создаем на свои деньги – мы прилично зарабатываем. А на 14 миллионов рублей в год, которые нам дает государство, мы отвечаем через налоги, отдавая стране почти в два раза больше – свыше 26 миллионов. Из своих средств мы платим зарплату и выдаем премии, оплачиваем рекламу, которая стоит больших денег, но без которой не обойтись. Важно завлечь зрителя, а потом сделать все, чтобы, придя к нам на представление, он не разочаровался.
Государственные деньги идут на ремонт, транспортные расходы, на корм животным. Собственно животных мы можем приобретать сами – а это стоит больших денег. Например, за одного слона надо выложить более 100 тысяч долларов, а для номера слонов нужно пять или шесть. Провинциальные цирки с такими суммами, к сожалению, не справляются, а зрители лишаются любимых номеров.
Еще одна проблема, которую необходимо решать, - это проблема образования, подготовки нового поколения цирковых артистов. К сожалению, сегодня в стране только два цирковых училища - в Москве и в Казани, но и они больше заняты подготовкой исполнителей для эстрады. Наш цирк очень редко – раз в два года - берет один-два номера, подготовленных в училище. А главный источник кадров – это спорт. Но из спортсмена надо еще сделать циркового артиста. Нас выручают еще цирковые династии, которые существуют до сих пор: там дети вступают в цирковую жизнь с самого раннего возраста.
- Какие у российского цирка перспективы на будущее?
- Будущее отечественного цирка – в жанровом разнообразии, разнообразии форм подачи. В создании представлений, которые поражали бы воображение зрителя. Ведь в цирк приходят не только за весельем: от него ждут драйва, сильных эмоций – восторга и страха, когда сердце замирает. Но все эффектные, опасные и технически сложные номера и трюки должны быть поданы эстетично, красиво. Будущее и за сюжетными спектаклями, и за дивертисментом, который, когда он драматургически грамотно выстроен, захватывает не меньше чем спектакль. И то, и другое прекрасно смотрится, когда есть высокое качество актерской игры, режиссуры, трюков и техники. С такими программами цирк будет жить, Как самое народное из искусств, цирк не умрет никогда!