Рейтинг@Mail.ru
Будущее цирка - в разнообразии форм, считает Леонид Костюк - РИА Новости, 25.08.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Будущее цирка - в разнообразии форм, считает Леонид Костюк

Читать ria.ru в
Советский цирк отличался масштабностью и зрелищностью спектаклей, и цирк российский не должен забывать об этой традиции, убежден директор и художественный руководитель Большого Московского цирка на проспекте Вернадского Леонид Костюк.

МОСКВА, 25 авг - РИА Новости, Наталия Курова. Советский цирк отличался масштабностью и зрелищностью спектаклей, и цирк российский не должен забывать об этой традиции, убежден директор и художественный руководитель Большого Московского цирка на проспекте Вернадского Леонид Костюк.

"В советский период цирк, как и другие виды искусства, был, конечно, сильно идеологизирован. Но программы все равно были мощными, яркими, зрелищными и пользовались огромным спросом. Как правило, это были богато оформленные театрализованные представления с единым сюжетом", - рассказал РИА Новости Костюк, вспоминая основные вехи развития циркового искусства в связи с 90-летием советского цирка, которое отмечается 26 августа.

Он подчеркнул, что ценные традиции советских времен нужно возрождать, поскольку зритель нуждается в ярких спектаклях. Другое дело, что если раньше у театральных программ чаще всего был единый сквозной сюжет, то сегодня больше развиты сольные номера, достигающие подчас невероятного уровня сложности.

Многие проблемы современного российского цирка, по его словам, объясняются недостатком финансирования - так, провинциальные цирки вряд ли могут себе позволить номера со слонами, поскольку каждый слон стоит 100 тысяч долларов, а для номера их нужно пять или шесть, - однако это не извиняет отсутствия изобретательности.

"Подчас выпускаются откровенно слабые программы: директора предпочитают дешевые спектакли, где вместо 80-100 человек задействовано 40, а то и 20. Все действо строится на отдельных, не всегда качественных номерах. А в результате снижается зрительский интерес к цирку вообще", - отметил Костюк.

Однако, добавил он, наши артисты продолжают держать марку и завоевывают награды на всех международных фестивалях и конкурсах.

Проблемы возникают главным образом с подготовкой новых кадров: в стране осталось только два цирковых училища - в Москве и в Казани, и те, по словам Костюка, "больше заняты подготовкой исполнителей для эстрады".

"Главный источник кадров - это спорт. Но из спортсмена надо еще сделать циркового артиста. Нас выручают еще цирковые династии, которые существуют до сих пор: там дети вступают в цирковую жизнь с самого раннего возраста", - объяснил собеседник агентства.

Что до финансирования, то Большой Московский цирк для себя эту проблему решил.

"Новые спектакли создаем на свои деньги - мы прилично зарабатываем. А на 14 миллионов рублей в год, которые нам дает государство, мы отвечаем через налоги, отдавая стране почти в два раза больше - свыше 26 миллионов. Из своих средств мы приобретаем животных, платим зарплату, выдаем премии, оплачиваем рекламу. А государственные деньги идут на ремонт, транспортные расходы, на корм животным", - рассказал директор цирка на проспекте Вернадского.

Ситуация, по его словам, не нова: в советские времена "цирк приносил солидный доход государству и зарабатывал валюту для страны на зарубежных гастролях".

"Если театр Образцова, который рано стал выступать за рубежом, играл в помещении на 200-300 мест, а балет - на полторы тысячи, то мы работали во Дворцах спорта, вмещавших до 14 тысячи человек, и все места были до отказа заполнены зрителями", - вспоминает Костюк.

Сейчас свободных мест у него на представлениях тоже почти нет: заполняемость зала составляет 95-97%.

"Мы у себя давно уже стали создавать крупные программы на 80-100 участников, стараемся задействовать все жанры и виды искусства - и ледовое шоу, и водные аттракционы, и так любимые народом номера с дрессированными животными. Причем, в отличие от французского цирка, стараемся, чтобы в них действовали самые разные представители фауны. И в нашей новой программе будет номер, в котором участвуют более 200 видов животных", - с гордостью сообщает Костюк.

Он убежден: "будущее отечественного цирка - в жанровом разнообразии. В создании представлений, которые поражали бы воображение зрителя. Ведь в цирк приходят не только за весельем: от него ждут драйва, сильных эмоций, восторга и страха. Но все эффектные, опасные и технически сложные номера и трюки должны быть поданы эстетично, красиво. Будущее и за сюжетными спектаклями, и за дивертисментом, который, когда он драматургически грамотно выстроен, захватывает не меньше чем спектакль. Как самое народное из искусств, цирк не умрет никогда!"

Художественный руководитель и директор Большого Московского цирка на проспекте Вернадского Леонид Костюк - профессор, народный артист России, обладатель множества призов, и в том числе - главной цирковой награды, "Золотого клоуна" Всемирного циркового фестиваля в Монте-Карло. Прежде чем встать во главе Цирка на проспекте Вернадского, он выступал на манеже в номере "Эквилибристы с першами". Должность директора цирка занимает более 25 лет.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала