Олег Митяев, экономический обозреватель РИА Новости.
Американская автокомпания General Motors (GM) уже три месяца не может выбрать, кому продать свою немецкую «дочку» – автоконцерн Opel: канадско-российскому консорциуму Magna и Сбербанка или бельгийскому инвестиционному фонду RHJ. В начале недели появилась информация, что GM передумала и намерена сохранить Opel под своим контролем. Но немецкие власти и профсоюзы обеими руками голосуют за продажу Opel российско-канадскому альянсу.
Планы GM изменились
GM под давлением администрации президента Барака Обамы вступила 1 июня в процедуру добровольного банкротства у себя на родине в США. Одновременно было принято решение продать немецкую «дочку» GM – Opel. На время же поисков покупателя немецкого автоконцерна контроль над ним отдали трасту, состоящему из представителей немецких властей и GM.
Однако сама GM достаточно быстро – уже 10 июля – смогла выйти из процедуры добровольного банкротства, в результате которой она более чем на 60% стала принадлежать правительству США. Кардинально изменился и состав совета директоров GM, у которого появились совершенно новые взгляды на будущее компании.
В прошлую пятницу, 21 августа, новый совет директоров GM отказался одобрить продажу контрольного пакета Opel консорциуму, состоящему из канадского производителя автокомплектующих Magna и российского Сбербанка. Впрочем, директора GM не одобрили продажу Opel и второму претенденту – бельгийскому фонду RHJ.
В начале этой недели в западных СМИ появилась информация, что GM может вовсе отказаться от сделки по продаже Opel. Как стало известно, новое руководство GM прислушалось к консультантам, которые порекомендовали не избавляться от этого актива, чтобы сохранить большее присутствие в Западной Европе и на перспективном российском рынке.
Предложение Magna и Сбербанка о покупке Opel предусматривало одновременную продажу консорциуму российских активов GM и прав на использование ее интеллектуальной собственности. Судя по всему, по этим пунктам GM не смог договорится с Magna и Сбербанком.
Правда, чтобы сохранить Opel, GM надо еще найти на это деньги. Власти Германии дали понять, что они предоставят госгарантии по кредитам для Opel в размере $4,5 млрд только консорциуму Magna и Сбербанка. Поэтому GM и его консультанты сейчас прорабатывают сценарий, как получить около $4 млрд для Opel от правительства США и от правительств тех европейских государств, в которых находятся заводы Opel, - например, Великобритании и Испании.
Однако пока остается непонятным, каким образом GM рассчитывает получить финансовую помощь от этих правительств и получит ли она ее в конечном итоге.
Власти и профсоюзы Германии – за канадско-российский альянс
Однозначно негативно на затянувшиеся переговоры GM о продаже Opel и последние планы американской автокомпании оставить немецкий автоконцерн в своей собственности реагируют власти Германии и немецкие профсоюзы.
Альянсу Magna и Сбербанка удалось убедить немецкую сторону, что его предложение по Opel лучшее, так как гарантирует сохранение 25 000 рабочих мест на четырех заводах автоконцерна в Германии.
Это немаловажно, когда в условиях рецессии проблема растущей безработицы станет ключевой на предстоящих в стране 27 сентября федеральных парламентских выборах. Поэтому правительство Германии в одностороннем порядке поддерживает заявку Magna и Сбербанка.
Немецкие же профсоюзы пригрозили GM впечатляющими демонстрациями, если американская автокомпания не примет до конца недели решения о продаже Opel в пользу Magna и Сбербанка.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции