МОСКВА, 19 авг - РИА Новости. Роль пакта Молотова-Риббентропа в развязывании Второй мировой войны переоценивается, он не привел к началу войны, такое мнение в среду в ходе организованного РИА Новости видео-моста Москва-Берлин-Рига выразил заведующий отделом "Мировые войны" Военно-исторического института Бундесвера, профессор Рольф-Дитер Мюллер.
Семьдесят лет назад, 23 августа 1939 года, был заключен советско-германский договор о ненападении, под которым от имени своих государств подписались министры иностранных дел СССР и Германии Вячеслав Молотов и Иоахим фон Риббентроп. Договор имел "секретный дополнительный протокол" о разграничении сфер влияния в восточной и юго-восточной Европе.
"Стал ли этот пакт дорожкой к войне? Дискуссия, которую мы наблюдали в последние годы на политическом уровне, привела к тому, что пакт Гитлера и Сталина переоценивается. По крайней мере, переоценивается его роль в развязывании Второй мировой войны", - заявил Мюллер.
По его словам, пакт Молотова-Риббентропа не привел к началу войны, но облегчил принятие решения Гитлером о начале войны.
"Гитлер хотел войны, он был ее локомотивом, но в то же время сомневался. Сначала он планировал наступление (на Польшу) 26 августа, но оно было отложено по двум причинам. Во-первых, у Гитлера были иллюзии о том, что можно удержать западные державы от поддержки Польши с помощью этого пакта и ограничить эту войну Польшей. Однако Великобритания заявила, что в любом случае поддержит независимость Польши. Во-вторых, причина задержки войны в том, что Италия была не готова вступить в войну", - сказал он.
"Таким образом, этот пакт не привел к началу второй мировой, но облегчил принятие решения Гитлером, ведь он понял, что западные державы не поддержат Польшу. Тогда Гитлер принял решение и осуществил его", - отметил Мюллер.
Профессор заметил, что "решение о начале войны принималось не в Москве, а все-таки в Берлине".
По его мнению, когда 1 сентября 1939 года началась война, Гитлер не рассчитывал на мировую войну, войну на несколько фронтов.
"Он рассчитывал на короткую, изолированную войну. И 1 сентября (нападение Германии на Польшу) - это его первое и самое важное поражение", - сказал Мюллер.
Директор Института всеобщей истории РАН, академик Александр Чубарьян в свою очередь высказал мнение, что появление пакта Молотова-Риббентропа было связано с национальным эгоизмом СССР, Англии и Франции и недооценки ими опасности фашизма не только для их собственных стран, но и для всего мира в целом.
"Национальные, узкопонимаемые и естественные интересы заслонили необходимость принятия согласованных решений", - заявил он.
По мнению Чубарьяна, национальный эгоизм и цинизм должны преодолеваться и в современных международных отношениях.