Мария Аппакова, обозреватель РИА Новости.
Шимон Перес в Москве, Хосни Мубарак в Вашингтоне. Два политических тяжеловеса, в своем роде «последние из могикан» Ближнего Востока, президенты Израиля и Египта одновременно посетили столицы коспонсоров ближневосточного урегулирования. Вторник, 18 июля, стал днем ближневосточных переговоров на разных политических площадках высокого уровня, особенно если прибавить к этому визит короля Иордании Абдаллы II в Париж и его встречу с президентом Франции Николя Саркози.
Все три ближневосточных политика относятся к числу «умеренных» и часто выступают в амплуа посредников и миротворцев. Особенно это относится к Пересу и Мубараку, представителям поколения, при котором складывалась современная политическая карта Ближнего Востока. Свидетели всех региональных войн за последние шестьдесят лет, они не имеют равных в искусстве ведения переговоров, да и политиков такого уровня сегодня уже практически нет. И весьма символично, что они выбрали один и тот же день для того, чтобы встретиться с представителями молодого поколения политических лидеров - президентами России и США Дмитрием Медведевым и Бараком Обамой.
От этих визитов не стоило ждать ни сенсаций, ни каких-то прорывов. Когда речь идет о переговорах Переса и Мубарака (с кем бы то ни было), зачастую многое остается за кулисами. Они не приезжают за чем-то, они ведут дискуссию. Это урок дипломатии высокого класса для их молодых коллег и возможность прикоснуться к истории. И тем интересней, что остается за кадром, на каком фоне происходят эти переговоры.
Молодые собеседники Переса и Мубарака, как и полагается лидерам двух великих держав - традиционных коспонсоров ближневосточного урегулирования, ранее бывшими «спонсорами» ближневосточного противостояния - пытаются завоевать лавры политиков, добившихся мира в этом непростом регионе. Медведев старается наконец-то реализовать идею, высказанную еще несколько лет назад его предшественником Владимиром Путиным, о проведении в Москве конференции по урегулированию на Ближнем Востоке, а Обама готовится представить новый план по решению палестино-израильского конфликта.
Конференция обещана до конца этого года, новая стратегия урегулирования - к сентябрю. Возможно даже, что новые идеи Обамы могли бы стать темой для обсуждения на конференции в Москве. Хотя может оказаться и наоборот - зачем американскому президенту Москва для обсуждения его предложений и зачем российским властям брать за основу дискуссии идеи Обамы? Однако практика показывает - компромиссы приходится искать не только сторонам конфликта, но и посредникам.
Согласно различным утечкам информации, план Обамы будет выглядеть следующим образом: отказ палестинских беженцев от права на возвращение в пределы «зеленой черты» (т.е. на территорию государства Израиль) в обмен на компенсации; создание демилитаризированного палестинского государства; коррекция границ (возможно, с незначительными обменами территориями) и превращение Иерусалима в общую столицу двух государств.
Эти предложения сами по себе не новы, но еще ни разу они не были приняты официально за основу переговоров. Мы видим здесь компромисс, который трудно реализовать и который пока не готова принять ни та, ни другая сторона конфликта.
Действительно ли все это входит в «план Обамы», будет известно очень скоро, но в любом случае президент США поделился своими идеями с Хосни Мубараком и получил своеобразное благословение. Несмотря на то, что президент Египта, в данный момент выступающий от лица всего арабского мира, принципиально не согласен с Обамой ни по вопросу беженцев, ни по вопросу статуса Иерусалима, ни по ряду других болезненных вопросов, он, тем не менее, верит в успех арабо-израильских переговоров. По его словам, это связано со стремлением арабов и израильтян к миру и лучшей жизни.
Однако пока между ними нет доверия. Решение израильтян, принятое в канун визита Мубарака в Вашингтон, о замораживании строительства поселений на палестинских территориях, вызвало оптимизм Обамы, но для умудренного опытом египетского президента не стало основанием для того, чтобы довериться израильтянам и пойти на ответные шаги, как бы ни призывал к этому арабов его молодой американский коллега. Единственное, что пока Обама может записать себе в «плюс» - слова Мубарака, что новый американский президент развеял все сомнения мусульманского мира относительно США. После эпохи Джорджа Буша, войны в Ираке и прочих прелестей американской политики на «мусульманском направлении», в частности на Ближнем Востоке, подобные слова из уст патриарха ближневосточной политики дорогого стоят.
Тем не менее, тем для дискуссий остается множество и «план Обамы» всего лишь вариант решения, а Москва - лишь удобная площадка для обсуждения любых идей урегулирования.
По словам Медведева, озвученных по итогам его встречи с Пересом, Россия не переоценивает роль тех или иных конференций, но считает их полезными в контексте переговоров, которые необходимо интенсифицировать. Да и израильтян, до последнего времени отвергавших идею конференции, должен устроить тот факт, что она станет всего лишь площадкой для дискуссий, а не местом принятия решений. Именно этого они опасались изначально. Так что шанс на Московскую конференцию повысился, если, конечно на ней не будет представителей ХАМАС и «Хезболлах», движений, с которыми Израиль отказывается вести переговоры.
Пока состав участников, как и повестка дня конференции, не говоря уже о дате ее проведения, остаются открытыми. Наверное, до того момента, пока Обама не озвучит свою мирную инициативу.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции