МОСКВА, 18 авг - РИА Новости. В первый день работы авиасалона МАКС-2009 было объявлено о подписании рекордного для новой России контракта между Минобороны РФ и компанией "Сухой" о поставках истребителей на общую сумму свыше 80 миллиардов рублей, а также о заключении между ВЭБ и ГСС соглашения о стратегическом сотрудничестве в гражданской и военной авиации.
Руководители ряда крупных компаний рассказали о ходе реализации своих значимых проектов, а также посетовали, что стоимость участия в авиасалоне становится слишком высокой. Чтобы окупать и содержать площадку для проведения авиасалона - летное поле ЛИИ им. Громова в Жуковском, необходима государственная или областная поддержка, считают они.
Павильоны, полеты и мороженое
МАКС-2009 начался с минуты молчания в память о погибшем в воскресенье во время ЧП с истребителями Су-27 командире "Русских витязей" Игоре Ткаченко. Еще два пилота пострадали в результате столкновения, четверо местных жителей получили ожоги.
Премьер-министр РФ Владимир Путин, принявший участие в авиасалоне, выразил соболезнование "Русским витязям".
Также он осмотрел выставочные павильоны Федерального космического агентства, Объединенной авиастроительной корпорации, павильоны ракетного вооружения и иностранных авиационных корпораций.
Путин посетил павильоны госкорпорации "Ростехнологии" и корпорации "Оборонпром".
Премьер-министр посмотрел фигуры высшего пилотажа в исполнении российских, итальянских и французских летчиков, пообщался с юными изобретателями в павильоне детского творчества и даже съел мороженое.
Сделки на миллиарды
Выступая на открытии авиасалона, премьер-министр заявил, что правительство считает развитие авиастроения и космонавтики одним из своих приоритетов и намерено направлять в эти отрасли серьезные инвестиции.
С 2004 года объем госфинансирования увеличился в 20 раз, а в текущем году на эти цели выделено 80 миллиардов рублей.
Высказав замечания в адрес авиапромышленников о недостаточно хорошем менеджменте, низкой эффективности и высоких издержках, Путин заявил о подписании рекордного контракта между Минобороны РФ и компанией "Сухой" на поставки истребителей - его стоимость превышает 80 миллиардов рублей.
ВВС РФ получат 48 самолетов истребителей Су-35, 12 истребителей Су-27, и четыре - Су-30.
Кроме этого, Внешэкономбанк (ВЭБ), компания "Сухой" и компания "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) в рамках авиасалона заключили соглашения о стратегическом сотрудничестве в области гражданской и военной авиации.
Глава ВЭБа Владимир Дмитриев заявил о выделении 3,5 миллиарда рублей на серийное производство истребителя Су-35, а также 250 миллионов долларов своей "дочке" "ВЭБ-лизинг" на приобретение 10 самолетов Sukhoi Superjet-100 для их дальнейшей передачи "Аэрофлоту".
Лизинг работает!
В ходе авиасалона руководители корпораций рассказали о ходе работы по принципиально значимым проектам.
По словам главы лизинговой компании "Ильюшин Финанс" (ИФК) Александра Рубцова, первый самолет Ту-204СМ для поставок в Иран будет построен в апреле 2010 года, поставки начнутся через год после этого.
На сегодня в портфеле заказов ИФК 80 Ан-148, из них половина твердых контрактов, 25 Ту-204 СМ, в ближайшее время большая часть контрактов по ним будет твердыми, а также около десяти Ил-96-400Т - это в основном соглашения о намерениях.
Осенью ИФК окончательно договорится о сроках поставки 10 Ил-96-400Т в Великобританию.
Согласно достигнутым ранее договоренностям, ИФК передала второй из трех Ил-96-400Т авиакомпании "Полет", третий будет передан авиаперевозчику в сентябре.
ИФК планирует поставить 11 самолетов Ан-148 "Саратовским авиалиниям" и "Владивостокавиа".
Авиакомплекс имени Ильюшина (ОАО "Ил") пока не получил средства на реализацию проекта российско-индийского военно-транспортного самолета МТА, компании необходимо выполнить ряд условий для получения этих средств, сообщил гендиректор-генконструктор компании "Ил" Виктор Ливанов.
Он также сказал, что серийное производство военных самолетов Ил-112В на Воронежском авиазаводе (ВАСО) начнется с 2012 года, с этого же года первые машины начнут поступать на вооружение ВВС РФ.
И космос не забыт
Существенные успехи достигнуты и по космическим программам. Так, Роскосмос и космическое агентство Германии DLR подписали соглашение по совместной работе над рентген-телескопом eROSITA, предназначенным для космических исследований.
Запуск российского зонда "Спектр РГ" с рентген-телескопом запланирован на 2012 год на ракете-носителе "Союз", запущенной с космодрома Байконур.
Первый запуск новейшей разработки ракетно-космического центра "ЦСКБ-Прогресс" (Самара) двухступенчатой ракеты-носителя легкого класса "Союз-1" запланирован на начало 2011 года с космодрома Плесецк, сообщил РИА Новости генеральный директор центра Александр Кирилин.
А РКК "Энергия" пообещала на следующем авиасалоне представить полноразмерный макет нового российского космического корабля, сообщил глава корпорации Виталий Лопота.
Проектный этап разработки этого корабля, способного входить в атмосферу Земли на второй космической скорости и выдерживать нагрев до 3 тысяч градусов по Цельсию, должен быть завершен к 2010 году, добавил он.
Ложка дегтя
Путин выразил уверенность, что все представленные на авиасалоне образцы завоюют спрос на рынке, выиграв борьбу в справедливой конкуренции и найдя своего потребителя.
Однако участие в МАКСе становится все более дорогостоящим удовольствием. В случае дальнейшего роста цен на участие в авиасалоне МАКС многие поставщики авионики и оборудования не смогут участвовать в авиасалоне, считает Рубцов.
По его словам, цены на участие в МАКСе за два года (с 2007 по 2009 год) выросли минимум в полтора раза, а стоимость входного билета и пропусков сейчас "запредельная".
Для того, чтобы окупать и содержать площадку для проведения авиасалона - летное поле ЛИИ им. Громова в Жуковском, необходима государственная или областная поддержка, полагает Рубцов. "МАКС надо рассматривать как национальное, а не как коммерческое мероприятие", - сказал он.
Ливень всех разогнал
Во второй половине дня в Жуковском начался ливень, который "загнал" посетителей МАКС-2009 в павильоны и шале.
В большой шатер-ресторан, который практически весь день пустовал, спасаясь от дождя, забежали более ста человек. Однако и сюда с порывами ветра проникал дождь.
С утра погода на МАКСе была отличной. Первые самолеты, участвовавшие в показе авиатехники, взмыли в практически ясное небо, однако постепенно тучи собирались над авиаполем. Пилотажная группа "Стрижи", замыкавшая авиашоу, покидая аэродром, скрылась от зрителей в серых тучах.
Примерно через полтора часа небо затянули тучи, порывы ветра усилились и начался дождь. Ближе к 17:00 ветер прекратился, а дождь практически иссяк. Небо над МАКСом начало проясняться.