МОСКВА, 15 авг - РИА Новости. Неизвестные потребовали у финской компании-судовладельца выкуп за исчезнувший в Атлантике сухогруз Arctic Sea с 15 россиянами на борту, требуемая сумма пока не раскрывается.
Arctic Sea с грузом пиломатериалов на сумму около 2 миллионов долларов вышел 22 июля из финского порта Якобстад (Пиетарсаари) курсом на Алжир. В алжирский порт Беджайя сухогруз должен был прибыть еще 4 августа. Сигнала бедствия он не подавал, связи с ним нет.
Выдвигались различные версии исчезновения судна, в том числе о его захвате пиратами, но пока ни одна не находила официального подтверждения.
Появился и исчез
В субботу издание "Морской бюллетень - Совфрахт" сообщило, что определитель координат судна неожиданно заработал в Бискайском заливе, действовал в течение часа, а затем вновь прекратил работу. Засвидетельствовать это могли все желающие на специализированных сайтах в интернете.
По данным издания, на 12.30 мск субботы определитель координат Arctic Sea показывал, что судно находится в Бискайском заливе.
"AIS вдруг снова заработал и дает координаты 46.0932N 6.757967W курс 214 градусов скорость 10.3 узла, последние данные на 12.30 мск", - говорилось в сообщении. Судя по этим координатам, сухогруз находится на траверзе французского порта Ла Рошель. Спустя час после появления сигнал с Arctic Sea исчез.
Настоящий ли это сигнал?
Как заявил РИА Новости главный редактор "Морского бюллетеня" Михаил Войтенко, данные AIS о координатах судна приведены на интернет-ресурсе www.marinetraffic.com, который получает их напрямую.
"Это электроника, она сработала. Это факт, который необходимо проверить", - сказал Войтенко.
Он отметил, что определитель AIS является уникальным для каждого судна, но теоретически его можно подделать. Он предположил, что, возможно, сухогруз находится в зоне неуверенного приема.
"Этот сигнал - он уникальный и принадлежит только данному судну и никакому другому. Могу сказать, что специалисты говорят, что поставить "обманку" можно, если не работает истинный, оригинальный сигнал, а можно демонтировать систему AIS и переставить ее на другое судно в обманных целях", - сказал Войтенко в эфире телеканала "Вести", оговорившись при этом, что сам таких случаев не помнит.
По его словам, сигнал автоматической системы идентификации фиксировался в течение часа. Ближе всех к месту, откуда шел сигнал, находился контейнеровоз MSC Donata.
Эксперт отметил, что скорость проверки информации о присутствии Arctic Sea в данном районе зависит от "расторопности того, кто там есть". "Надо связываться с береговой охраной ближайших стран - Испании, Франции, Англии, надо связываться с судном, которое было рядом с этим сигналом, и продолжать наблюдение, потому что там была зона неуверенного приема", - говорит Войтенко.
Французы "открестились"
Между тем, представитель базы ВМС Франции в Бресте сначала заявил, что французские власти не располагают информацией о местонахождении пропавшего Arctic Sea и не получали данных, что судно передало свои координаты и находится в Бискайском заливе. Затем официальный представитель французских ВМС категорически опроверг информацию о том, что Arctic Sea находится в Бискайском заливе.
"Я категорически опровергаю эту информацию и, думаю, Испания тоже. По данным оперативного центра в Бресте, Arctic Sea однозначно не находится в Бискайском заливе", - сказал РИА Новости капитан Жером Бароэ.
По данным французских ВМС, зафиксированный сигнал AIS принадлежит вовсе не Arctic Sea, а "трем небольшим российским военным кораблям, которые в настоящее время проплывают Бискайский залив".
"Они направляются из Средиземного моря в Балтийское и этой ночью будут огибать Бретань", - сказал собеседник агентства, сославшись на уведомление российских военных.
Как сообщил в субботу РИА Новости источник в российском военном ведомстве, в настоящее время в районе Бискайского залива находятся три больших десантных корабля Черноморского флота - "Ямал", "Азов" и "Новочеркасск", которые совершают переход из Севастополя в Балтийск для участия в крупномасштабных учениях "Запад-2009".
Накануне появились сообщения об обнаружении Arctic Sea в районе островного западноафриканского государства Кабо-Верде. Хотя официального подтверждения этой информации нет, Франция опирается именно на нее.
"Мы не убеждены на 100%, но мы практически уверены", - заявил Бароэ.
НАТО напрямую судно не ищет
НАТО напрямую не задействована в поисках сухогруза Arctic Sea, сообщил в субботу РИА Новости источник в брюссельской штаб-квартире альянса.
Как сказал ранее РИА Новости постоянный представитель России при НАТО Дмитрий Рогозин, российская сторона и штаб Объединенных вооруженных сил НАТО в Европе находятся в "полном и регулярном контакте" по установлению местонахождения Arctic Sea. По словам Рогозина, "вся информация, поступающая от самых разных источников, проверяется и перепроверяется".
Сухогруз Arctic Sea (первое название судна "Охотское") - дедвейт 4,706 тысячи тонн, год постройки - 1991, флаг - Мальта, оператор - Solchart Arkhangelsk Ltd (Архангельск). Исчезновению судна предшествовал загадочный инцидент. На его борт 24 июля у берегов Швеции в Балтийском море под видом сотрудников местной полиции поднялись неизвестные. Они связали экипаж и 12 часов обыскивали сухогруз, а затем покинули его, ничего не забрав. Судно продолжило движение, но затем перестало выходить на связь. Тогда сухогруз находился близ атлантического побережья Португалии.
С тех пор появлялись разные версии исчезновения судна - от нападения пиратов до "хозяйственного спора".