13 августа исполняется 110 лет со дня рождения знаменитого кинорежиссера, продюсера и сценариста Альфреда Хичкока, творчество которого тесно связано с жанром триллера. Хичкок создавал в своих фильмах атмосферу тревожной неопределенности, напряженного ожидания, предчувствия чего-то ужасного.
Альфред Хичкок (Alfred Joseph Hitchcock) родился 13 августа 1899 года в Англии, в местечке Лейтонстоун (Leytonstone) в графстве Эссекс (Essex) в семье бакалейщика. Он был самым младшим из трех детей в семье.
Семья неоднократно переезжала. Первый раз в 1907 году в Поплар (Poplar), графство Эссекс, затем в 1910 году ‑ в лондонский квартал Степни (Stepney). С 1910 по 1913 год Хичкок воспитывался в иезуитском колледже святого Игнатия (St. Ignatius College), который находился в лондонском квартале Стэнфорд Хилл (Stanford Hill).
В 1914 году родители отдали его в инженерно‑навигационную школу, где Хичкок изучал механику, электричество, акустику и навигацию. Затем он пытался уйти добровольцем на фронт в Первую мировую войну. Но из‑за чрезмерной полноты его зачислили в резерв, где обучали подрывному делу. На фронт Хичкок так и не попал и в 1915 году устроился электриком в телеграфную компанию Хенли (Henley Telegraph and Cable Company). Одновременно он начал изучать живопись в Лондонском университете. Так как он неплохо рисовал, то вскоре его перевели на должность художника в рекламный отдел компании. Примерно в это же время он заинтересовался кинематографом.
В 1920 году Хичкоку удалось устроиться дизайнером титров в лондонский филиал одной из голливудских компаний (будущей студии Paramount). Вскоре он возглавил отдел титров, а в 1923 году у него появилась возможность попробовать себя в режиссуре, однако его лента «Номер 13» осталась незаконченной из‑за закрытия студии. Хичкок перешел работать к продюсеру Майклу Бэлкону (Michael Balcon), одному из родоначальников английского кинематографа. Перепробовав профессии сценариста, художника кино и ассистента режиссера, он снял свой дебютный фильм, совместную англо‑немецкую постановку «Сад наслаждений» (1925).
2 декабря 1926 года Хичкок женился на Альме Ревилль (Alma Reville), монтажере компании Famous Players ‑ Lasky, с которой он познакомился в 1921 году. 7 июля 1928 года родилась их единственная дочь Патрисия (Patricia Alma).
В 1927 году вышел фильм «Жилец» ‑ первый настоящий фильм Хичкока, по выражению самого режиссера. В этом фильме он впервые обратился к жанру триллера и столь любимой в будущем теме ‑ преследование невиновного человека, использовал для развития сюжета прежде всего визуальные средства, а также впервые появился на экране в крошечной эпизодической роли ‑ камео ‑ которые в будущем стали визитными карточками его картин.
В последующие два года Хичкок снял еще несколько фильмов: «По наклонной плоскости»(1927), «Легкое поведение» (1927), «Ринг» (1927), «Шампанское» (1928) и др. Все это были картины, больше напоминающие мелодрамы.
В 1929 году вышел первый звуковой фильм Хичкока (а также первый звуковой фильм в истории британского кино) – триллер «Шантаж». Вначале он снимался как немой, затем после закупки в Америке оборудования часть сцен была переснята с синхронным звуком.
Вслед за «Шантажом» Хичкок снял фильмы «Зов Элстри» (1930), «Нечестная игра» (1930), «Юнона и павлин» (1930), «Убийства» (1930), «Венские вальсы» (1933) и др., в которых еще не был виден будущий стиль режиссера.
В 1934 году Хичкок снял один из самых своих знаменитых фильмов – «Человек, который лишком много знал», принесший ему большой успех. За ним последовали «39 ступеней» (1935), «Секретный агент» (1935), «Саботаж» (1936), «Молодой и невинный» (1937), «Леди исчезает» (1937), положившие начало жанру триллера в кинематографе.
Во время съемок фильма «Леди исчезает» Хичкок получил телеграмму от Дэвида Селзника (David Selznick) ‑ продюсера фильма «Унесенные ветром» ‑ с предложением приехать в Голливуд для съемок фильма о гибели «Титаника». Закончив фильм, Хичкок в августе 1937 года впервые отправился в Америку. Там он заключил контракт с Селзником, вступивший в силу с апреля 1939 года. Этот проект не состоялся, т.к. не удалось найти корабль для потопления, но Хичкок остался в Америке и начал снимать фильмы. В Европу, где началась Вторая мировая война, он так и не вернулся.
Его первой американской лентой стала «Ребекка» (1939). Этот фильм вошел в пятерку самых кассовых кинолент проката США 1940 года, в том же году картина была отмечена премией «Оскар» в номинации «Лучший фильм года».
Хичкок также был номинирован за работу над «Ребеккой» в номинации «Лучший режиссер», однако статуэтка досталась Джону Форду (John Ford) за этапную для кинематографа экранизацию романа Джона Стейнбека «Гроздья гнева».
В период работы с Селзником Хичкок снял такие шедевры, как «Завороженный» (1945), «Дурная слава» (1946). Во время войны Хичкок снял также два короткометражных пропагандистских фильма для британского Министерства информации: Bon Voyage, Adventure Malgache ‑ небольшие картины о французском Сопротивлении.
Еще будучи связанным контрактом с Селзником, Хичкок и его давний друг Сидни Бернштейн (Sidney Bernstein) в конце Второй мировой войны основали компанию Transatlantic Pictures, чтобы самостоятельно производить фильмы. Здесь Хичкок снял два фильма – «Веревка» (1948) и «Под знаком козерога» (1948).
«Веревка» ‑ знаковая картина в карьере режиссера ‑ это его первый цветной фильм, первый фильм, который он самостоятельно продюсировал, первый фильм, в котором снялся у Хичкока знаменитый американский актер Джеймс Стюарт (James Stewart), и первый фильм, в котором Хичкок экспериментировал с техникой съемки.
Несмотря на все это, независимые фильмы Хичкока не имели большого успеха, и он вынужден был закрыть свою компанию, заключив договор с Warner Brothers Entertainment Inc. на четыре картины. Ими стали «Страх сцены» (1949, «Незнакомцы в поезде» (1951), «Я исповедуюсь» (1952) и «Для убийства набирайте «М» (1954) ‑ фильм, с которого началось сотрудничество Хичкока с его любимой актрисой Грейс Келли (Greys Patricia Kelly), которая снялась подряд в трех его фильмах.
Контакт с Селзником истек в 1947 году, и Хичкок стал снимать фильмы в сотрудничестве с другими продюсерами. В результате сотрудничества с Уолтером Вонгером (Walter Wanger) появился фильм «Иностранный корреспондент», с Джеком Скирболлом (Jack Skirball) – «Тень сомнения».
В 1953 году студия Paramount предложила Хичкоку контракт, который тот принял, выторговав себе с помощью своего агента Лео Вассермана (Lew Wasserman) права на негативы некоторых своих лент. Права на эти фильмы (а среди них права на фильмы «Окно во двор», «Человек, который слишком много знал», «Головокружение») Хичкок включил в наследство своей дочери и они долгое время были не доступны публике.
20 апреля 1955 года Хичкок принял американское гражданство. В этот же год на телевидении начался показ его телевизионного шоу «Альфред Хичкок представляет» (Alfred Hitchcock Presents) ‑ результат сотрудничества Хичкока и Вассермана. В течение 7 лет (1955‑1962) оно транслировалось на каналах CBS и NBC в получасовом формате, а затем еще три года (1962‑1965) уже в часовом под названием «Час Альфреда Хичкока» (The Alfred Hitchcock Hour).
Это был сериал, состоящий из сюжетно не связанных таинственных историй, снятых в жанре детектива или триллера. В начале и конце каждой серии на экране появлялся сам Хичкок, комментарии которого придавали всему сериалу налет черного юмора. Музыкальная тема сериала ‑ отрывок из «Похоронного марша марионеток» Гуно стала классической «хичкоковской темой». Тогда же свой знаменитый профиль Хичкок сделал символом сериала и своей торговой маркой (Хичкок говорил, что рисовал свой профиль вместо подписи в письмах к друзьям еще когда жил в Англии). Все права на телешоу принадлежали компании Shamley Production, которую основал Хичкок.
1950‑ые годы стали вершиной творчества Хичкока в Голливуде, в это время были сняты такие картины как «Окно во двор» (1954), «Поймать вора» (1955), римейк «Человека, который слишком много знал» (1955), «Головокружение» (1958).
В 1960 году Хичкок снял «Психо». Картина имела небольшой бюджет, с использованием телевизионной техники, снималась под эгидой собственной компании Хичкока Shamley Producrion, так как крупные студии отказались от столь жесткого материала.
Начиная с «Птиц» (1962), все картины Хичкока снимались на студии Universal, во главе которой стоял близкий друг Хичкока Лео Вассерман. Хичкок продал права на некоторые свои фильмы и серии телевизионного сериала студии в обмен на значительное количество акций, что сделало его одним из крупнейших акционеров Universal.
В 1976 году вышел последний фильм Хичкока «Семейный заговор». В 1978 году он начал работу над сценарием фильма «Короткая ночь», занялся подбором актеров, но вскоре оказался от этой идеи и решил вообще оставить кинематограф.
В марте 1979 года он получил от Американского института кино почетную награду – «За достижения всей жизни» (Life Achievement Award), а в декабре – орден Британской Империи и Рыцарский титул от английской королевы Елизаветы II.
29 апреля 1980 года Альфред Хичкок скончался в своем доме в Бель Эйр (Лос‑Анджелес, Калифорния). Официальная причина смерти ‑ хроническая сердечная недостаточность.
Дочь Патрисия записала последние слова отца: «Я чувствую, что гаснет свет. Наконец‑то я смогу по‑настоящему отдохнуть и отоспаться...».
1 мая 1980 года его тело было кремировано, а прах развеян.
В сентябре 2003 года на территории студии Гейнсборо на севере Лондона был открыт памятник Хичкоку. Памятник под названием «Мастер саспенса» представляет собой гигантскую голову Хичкока размером с трехэтажный дом.
В 2008 году Американский институт кино назвал лучшие жанровые фильмы всех времен в десяти различных жанрах ‑ от вестернов и мелодрам до комедий и мультфильмов. В него попали сразу четыре картины Хичкока. Одна из них – «Головокружение» ‑ названа лучшим фильмом в жанре триллера.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников