МОСКВА, 12 авг - РИА Новости. Мосгорсуд в среду осудил всю бывшую верхушку Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) и приговорил их к реальным срокам лишения свободы - в общей сложности чиновники получили 47 лет, основываясь на обвинительном вердикте присяжных и признав семерых из 11 фигурантов дела виновными в получении взяток.
Так, бывший глава Фонда Андрей Таранов приговорен к семи годам лишения свободы в колонии строгого режима и к штрафу в миллион рублей. Четверо его заместителей проведут в колониях от семи до девяти лет, двое глав управлений Фонда - по четыре года, а еще двое фигурантов дела полностью оправданы.
Подсудимые обвинялись в получении незаконного дохода примерно в 28 миллионов рублей.
Приговоры осужденным
В частности, согласно решению суда, бывшая заместитель Таранова Наталья Климова и бывший его первый заместитель Юрий Яковлев проведут по девять лет в колониях общего и строгого режима соответственно. Также им, как и их бывшему начальнику, предстоит выплатить по миллиону рублей штрафа. При этом по одному из эпизодов дачи взятки Климова была оправдана и обвинения по статье 291 УК РФ (дача взятки) с нее были сняты.
По семь лет лишения свободы в колониях строгого режима также получили два бывших заместителя главы Фонда Дмитрий Усенко и Дмитрий Шиляев, при этом Усенко оштрафован на 700 тысяч рублей, а наказание для Шиляева штраф не предусматривает. Все эти бывшие чиновники с самого начала и по сей день виновными себя не считают.
По четыре года лишения свободы в колонии без штрафа получили бывшие главы контрольно-ревизионного и финансово-экономического управлений фонда Татьяна Маркова и Нина Фролова. Они обе еще в начале процесса в марте заявляли в суде, что частично вину признают. Так, по словам представителя интересов Марковой, его подзащитная признает, что в указанный в обвинении период она получала определенные денежные средства, но в самом начале следствия по делу она добровольно отдала их следователю.
Также полтора года в колонии-поселении проведет вице-президент "Центр внедрения "Протек" Виталий Смердов, которому вменялась дача взятки почти в 2 миллиона рублей. В середине судебного разбирательства он был отпущен под залог в шесть миллионов рублей, которые он получит обратно уже после того, как доберется до места отбывания наказания.
Суд признал подсудимых виновными в нескольких эпизодах получения взятки. Согласно вердикту присяжных, все фигуранты дела действовали осознанно и согласованно, находясь при исполнении должностных обязанностей. По этой причине, согласно приговору, все бывшие чиновники были лишены права занимать должности на госслужбе или в органах местного самоуправления на срок от двух до трех лет.
При вынесении приговора суд учел характер и степень общественной опасности, данные о личности каждого подсудимого и все обстоятельства дела и счел, что исправление подсудимых возможно только в условиях изоляции от общества. Дополнительное наказание в виде штрафа суд определял с учетом финансового положения каждого фигуранта дела.
Оправдание
При этом Мосгорсуд оправдал полностью инспектора Счетной палаты Нину Холмину, которая, как полагали следователи, проведя проверку расходования средств фонда и выявив нарушения, вопреки законодательному запрету показала акт итогов проверки Таранову, за внесение в него изменений получила о Климовой и Быковой 1,5 тысячи долларов. Ее представитель заявлял в суде, что она признает факт получения денег, однако она полагала, что они к ней поступили "в качестве подарка", который, как она теперь понимает, ей "не стоило принимать".
Также все обвинения сняты с главы Калмыцкого территориального отдела фонда Данила Хахлымова. Следствие считало, что он был фигурантом одного из эпизодов дачи взятки, которые главы нескольких территориальных отделений фонда передавали за выделение субвенций из нормированного страхового запаса Фонда и из страхового резерва. Однако суд счел, что доказательств его вины представлено не было.
Кроме того, уголовное дело в отношении 11-й фигурантки дела - бывшего главного бухгалтера Фонда Галины Быковой было приостановлено в конце июля в связи с ее состоянием здоровья. В ходе одного из заседаний по обсуждению последствий вердикта ей стало плохо в зале суда, по требованию медиков она была госпитализирована. Ранее она частично признавала вину и, по мнению гособвинения, она должна будет провести в колонии семь лет.
Генпрокуратура довольна
Представители Генпрокуратуры выразили удовлетворение решением суда, несмотря на то, что суд вынес более мягкий приговор, чем рассчитывало гособвинение. Так, только в отношении Климовой судья и прокурор пришли к общему мнению, наказание для остальных снижено на год по сравнению с тем, о котором просило гособвинение.
Тем не менее представитель Генпрокуратуры Борис Локтионов отметил, что сроки лишения свободы для подсудимых являются "справедливыми и разумными".
Его коллега Марина Дятлова напомнила, что у прокуратуры есть десять дней для подачи кассационного представления на приговор, однако утвердительное решение о его подаче не принято.
Защита настаивает на неадекватности приговора и невиновности подзащитных
В свою очередь защита подсудимых полагает, что приговор был "суровым и, по нашему мнению, беспрецедентно жестким". Адвокат Климовой Александр Садуков сообщил о намерении защиты подсудимых подать кассационную жалобу в течение установленных законом десяти дней. В жалобе будут отражены доводы о незаконности и необоснованности судебного решения, а также указаны нарушения, имевшие место в ходе процесса, который длился с марта этого года, отметил защитник.
Садуков также добавил, что, хотя, по его мнению, поводом для данного уголовного дела была именно ситуация с нехваткой лекарств в 2006 году, фигуранты дела просто оказались "крайними". Об этом же говорила и адвокат Таранова Галина Нилус в начале судебного следствия. По ее мнению, "эти люди просто оказались в ненужное время в ненужном месте".
Незаконный доход почти в 28 млн рублей
По версии обвинения, фигуранты дела принимали положительные решения о выделении субвенций на обеспечение граждан необходимыми лекарствами только в том случае, если им отдавали по 3-5% от общей суммы субвенции.
Субвенция - вид денежного пособия местным органам власти со стороны государства, выделяемого на определенный срок на конкретные цели; в отличие от дотации, подлежат возврату в случае нецелевого использования.
Обвинение выделило десять эпизодов преступной деятельности: дача и, соответственно, получение взяток от руководителей Томского, Башкортостанского, Пермского, Саратовского, Калмыцкого, Чукотского, Брянского и Вологодского территориальных органов Фонда, а также от администраций фармацевтических компаний "Онтофарма" и "Центр внедрения "Протек".
В общей сложности, считают следователи, подсудимые получили с августа 2005 года по сентябрь 2006 года незаконный доход в размере почти 27,7 миллиона рублей.
От нынешнего ФОМСа ответа нет
В ФОМСе, в котором со времен Таранова уже один раз поменялось руководство, РИА Новости никак не стали комментировать решение суда.