Кирилл Танаев, генеральный директор Фонда эффективной политики, для РИА Новости.
Почти ни у кого не вызывает сомнений то, что нынешние разногласия России с Украиной именно сейчас достигли пика. На этом фоне сделанное во вторник жесткое заявление президента РФ о российско-украинских отношениях выглядит вполне логичным. Чего не скажешь об озвученной сегодня главой совета партии "Наша Украина" и главой секретариата президента Верой Ульянченко ответа команды Ющенко, в котором говорится: "Агрессивная тональность обращения российского лидера, по сути, касается не Виктора Андреевича Ющенко и его политики, а всего нашего государства и всего украинского народа".
Хотя Москва обвинила именно официальный Киев в недружественной политике, а вовсе не украинский народ. Причем основанием стали не отдельные факты, а намеренное нагнетание антироссийских настроений руководством Украины, которое происходит изо дня в день. Это и недавнее объявление украинской стороной двух российских дипломатов персонами «нон грата», и постоянные заявления, связанные с Черноморским флотом, откровенные провокации против российских моряков. Также важным фактором стал довольно негативный фон, которому не препятствовали украинские власти, во время визита на Украину Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла.
Накапливание определенного негативного потенциала против России не могло быть бесконечным. Это с очевидностью продемонстрировало российское руководство, приняв решение о том, что на сегодняшний день нахождение в Киеве дипломата в ранге посла РФ является нецелесообразным. И главным мотивом для такого шага явились намеренные действия украинской стороны для ухудшения отношений между двумя странами.
Руководство России связывает свои надежды на улучшение взаимодействия с грядущими выборами и возможной сменой президента Украины. Нынешний президент Украины Виктор Ющенко среди высших политических деятелей страны по-своему уникален. Ни до него, ни, надо надеяться, после никого подобного ему не будет. Безусловно, новый украинский лидер станет весьма непростым партнером в выстраивании отношений с Россией. И к этому надо подойти с пониманием, потому что любой из политиков, занимающих ныне первые строчки в президентских рейтингах, будет крайне жестко и последовательно отстаивать украинские интересы и в экономике, и в политике. Но вряд ли можно предположить, что у власти на Украине появится человек, который с той же последовательностью, как Ющенко, будет отстаивать интересы США, а не национальные интересы своей страны.
Если посмотреть на нынешних украинских политиков, которые намерены баллотироваться и имеют реальные шансы встать во главе государства, мы не найдем среди них тех, кто настроен неконструктивно в отношении России, кто в центр своей политики ставит разрушение традиционных связей между Россией и Украиной. К тому же эти политики прислушиваются к мнению большинства украинских избирателей, которые выступают за сохранение братских чувств.
Разумеется, когда речь идет о будущем президенте другой страны, надеяться, что он не отступит ни от одного данного в предвыборный период обещания, было бы несколько наивно. Но совершенно очевидно, что таких замороченных на исторических фобиях, на вопросах переписывания истории - такого рода политиков среди кандидатов на пост президента нет. Кому еще могло прийти в голову заняться реабилитацией бандеровцев, оправдывать других коллаборационистов, сотрудничавших с фашистским режимом, с нацистами, повинными в убийствах мирных жителей и геноциде поляков и евреев на территории Украины во время Второй мировой войны? Если только некоторым последователям Ющенко, но занимают, как и он сам, нижние ступени рейтинга симпатий украинского электората.
Если же говорить о реальных и здравых политиках, то у российского руководства рабочие отношения с лидером украинской оппозиции Виктором Януковичем. У нас достаточно конструктивные отношения с премьер-министром Украины Юлией Тимошенко. Да и третий претендент - Арсений Яценюк, который был спикером парламента и главой украинского МИДа, поддерживает с нами вполне нормальные отношения. В любых сделанных заявлениях их взгляды, угол зрения в значительной мере отличаются от устремлений Ющенко.
Иногда высказывают опасения, как бы не навредить тому или иному кандидату чересчур явной российской поддержкой, которая, мол, помешала Виктору Януковичу в избирательной компании 2004 года. Думаю, события того времени складывались вовсе не в связи с позицией России. Ставка на Януковича была сделана, прежде всего, президентом Кучмой. А Российская Федерация всегда занимала достаточно корректную позицию в отношении тех преемников, которых выдвигали действующие президенты дружественных нам стран.
Итоги украинской президентской кампании 2004 года можно сейчас оценивать по-разному, но факт заключается в том, что Виктор Янукович во втором туре выборы выиграл. Другое дело, что нелегитимными действиями и акциями гражданского неповиновения небольшая часть украинского общества заставила эту победу переиграть. И вовсе не российское вмешательство, а чисто украинская ситуация - раскол между элитами востока, центра и запада Украины - была настолько серьезна, что Виктор Янукович согласился на переголосование в третьем туре, дабы объединить страну и не допустить гражданского конфликта. Дальнейшие события показали, что раскол, который проявился в яркой и драматической форме в 2004 году, в сущности, никуда не делся. Сегодня Украина опять движется по достаточно конфликтному сценарию. Восток и юг Украины голосуют и отдают предпочтения одним, центр – другим, а запад – третьим. Поэтому проблема преодоления раскола страны не изжита, и ни у одного из нынешних политиков нет окончательного удовлетворительного рецепта. Но эта проблема – украинская, а не российская.
Безусловно, Ющенко не один в своих воззрениях, есть люди, которые его поддерживают, подпитывают его настроение, но их попросту безнадежное меньшинство. Собственно, трагизм нынешней ситуации на Украине состоит как раз в том, что очень маленькое, но очень агрессивное меньшинство пытается заставить всех остальных думать так, как они. То есть сознание этих людей глубоко тоталитарно.
Второй частью правды является то, что сегодня президента Ющенко на Украине реально никто не слушает. Он может говорить и заявлять все, что угодно, но большинство украинцев тоже живут в ожидании нового президента.
Я сомневаюсь, что за пределами своего «электорального гетто» размером в 3-5% Виктор Ющенко может совершить что-то на этих выборах.
Всем понятно, что отсутствие нормальной процедуры с послами между двумя близкими во всех смыслах государствах нельзя считать терпимой. Медведев, принимая решение, исходил из того, что ситуация настолько нетерпима, что должны последовать определенные действия, в том числе с российской стороны, которые четко расставляют точки над «I». Ведь украинская политика зачастую строится по принципу: «А Васька слушает, да ест». Прямая позиция российского руководства, на мой взгляд, является в данном контексте вполне оправданной. Конечно, мы будем ждать улучшения российско-украинских отношений. Собственно говоря, ждать осталось не так долго.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции