Рейтинг@Mail.ru
Послание всему миру: что значит визит Московского Патриарха на Украину - РИА Новости, 03.05.2017
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Вид на пролив Малое море озера Байкал на закате со смотровой площадки у памятника бродяге по трассе Иркутск - МРС (Маломорская рыбная станция)
Религия

Послание всему миру: что значит визит Московского Патриарха на Украину

© РИА Новости / Сергей Пятаков | Перейти в медиабанкПатриарх Кирилл посетил Почаевскую Лавру в Тернопольской области Украины
Патриарх Кирилл посетил Почаевскую Лавру в Тернопольской области Украины
Читать ria.ru в
Дзен
На последней проповеди в Почаевской Лавре патриарх Кирилл обращался сначала к Украине, затем к странам "Святой Руси", в которые он включил Россию, Украину, Белоруссию и Молдову, а затем к политической Европе, предупреждая ее об опасности строительства жизни без Бога подобно тому, как это пытался сделать Советский Союз.

Почаев, Тернопольская область, Украина. РИА Новости, Андрей Золотов. Отзвенели торжественным прощальным звоном колокола величественной Почаевской Лавры на западе Украины, и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отправился в Москву после беспрецедентного десятидневного пастырского визита в эту колыбель Русского Православия, которая сегодня снова, как и столетия назад, оказалась отделенной от Северной Руси государственными и культурными границами.

Позади остались тысячи километров, проделанные на самолете и автомобилях, четырнадцать различной протяженности остановок в городах и монастырях, дюжина богослужений, встречи и совместная молитва с десятками тысяч верующих, вдохновенные проповеди, показавший рекордные рейтинги полуторачасовой эфир на ведущем украинском телеканале, слезы на глазах священников и мирян при встрече своего предстоятеля, крики немногочисленных, но упорных протестующих. Впереди - выявление и обсуждение последствий этого визита как для Украины, так и для всей Русской Православной Церкви.

"Я покидаю эту благословенную землю, оставляя здесь часть своего сердца... ибо я осознаю себя преемником Киевских и всея Руси митрополитов, которые также хранили веру своего народа в трудные времена", - сказал патриарх в одном из своих последних выступлений в Почаеве, где он молился вместе с десятками тысяч паломников о единстве внутри Украины и единстве всех народов исторической "Святой Руси".

Этот концепт "Святой Руси", или "великой восточно-славянской цивилизации", как единства не политического, а духовного и исторического, способного, не потеряв связи между земным и божественным, сказать что-то важное современному расцерковленному миру, проходил лейтмотивом через все выступления патриарха. По сути именно в ходе украинского визита он наиболее явственно позиционировал себя как наднациональный духовный лидер - не "российский патриарх", а глава патриархата, который, подобно древним православным патриархатам, распространяет свою духовную власть на многие государства, поверх границ.

На последней проповеди в Почаевской Лавре патриарх Кирилл обращался сначала к Украине, затем к странам "Святой Руси", в которые он включил Россию, Украину, Белоруссию и Молдову, а затем к политической Европе, предупреждая ее об опасности строительства жизни без Бога подобно тому, как это пытался сделать Советский Союз.

"Безусловно, это был визит пастырский и паломнический, но это был и мировоззренческий визит", - сказал в интервью РИА Новости глава Синодального информационного отдела Московского Патриархата Владимир Легойда.

Его украинский коллега, руководитель Синодального информационно-просветительского отдела Украинской Православной Церкви протоиерей Георгий Коваленко отмечает в первую очередь миссионерский характер визита. "Мы видим в Патриархе Кирилле миссионера XXI века", - сказал он.

Этот подчеркнуто наднациональный взгляд на Церковь, декларирующий уважение к государству и культурным особенностям различных земель, является новым акцентом в политике Московского Патриархата, связанным с личностью нового патриарха. По сути, он противостоит как сведению православия к "русской вере" и методу воспитания российского патриотизма, широко распространенному в России, так и требованию "независимому государству - независимую Церковь", звучащему из уст украинских автокефалистов. Недаром патриарх рассуждал в ходе визита и о возможности получения украинского гражданства, наряду с российским, и о месте Московского патриаршего престола в так называемой "пентархии" - древней системе вселенского церковного управления пятью патриархатами.

"Здесь, в Украине, как только слышат универсалистскую программу, сразу в нецерковных кругах возникает настороженность, - говорит историк Владимир Бурега, преподаватель Киевской духовной академии, - потому что в этом видят опасность нивелирования местных особенностей, ограничения суверенитета и так далее".

В том, что касается положения с разделенным украинским православием, то здесь патриарший визит тоже выявил новые тенденции. Поездка, безусловно, консолидировала паству Московского Патриархата в Украине и вызвала недовольство - и тихое, и громкое - среди тех, кто определяет украинскую идентичность прежде всего в противоположность Москве, как в церкви, так и вне ее. Однако важно заметить, что хотя патриарх и не озвучил никаких новых предложений о путях уврачевания украинского раскола, он везде благословлял и своих сторонников, и своих противников, подчеркивал, что слово его обращено и к тем, кто "лобызает материнские руки Церкви, и к тем, кто готов эти руки выкручивать", постоянно призывал к любви, говоря, что только любовью может быть исцелена рана раскола. Не было в его речах и никакой полемической риторики в адрес раскольников.

Патриарх не раз говорил, что ему было очень важно увидеть свою украинскую паству, помолиться вместе с ней. "Я почувствовал вашу горячую молитву", - говорил он.

Эта встреча и своего рода "разведка боем" состоялась. Достаточно вспомнить хотя бы ситуацию с поездкой в Ровно, которая сначала была отменена по требованию украинских властей, но потом все равно состоялась, вылившись в самое яркое проявление патриаршей поддержки своим "катакомбам" на Украине и его претензии на то, что он патриарх всех украинских православных - как встречающих его пением тропарей, так и возгласами "Геть московського попа!" А разве забудет патриарх, как со слезами на глазах пели ему волынское многолетие в Луцке те, кто прошли через настоящие гонения в 90-х?

Можно предположить, что по результатам этого визита в Московском Патриархате будут вырабатывать какие-то новые подходы как к вопросу о переговорах с отделившимися украинскими братьями, так и к дальнейшему статусу самой Украинской Православной Церкви, которая пользуется правами широкой автономии в составе Московского Патриархата.

На протяжении почти 18 лет положение на Украине, оставаясь раной на теле Русского Православия, было, тем не менее, на периферии интересов церковного "центра". Это было проблемой церковного Киева, но не проблемой церковной Москвы. Десятидневный визит патриарха Кирилла показал, что это время закончилось. Патриарх Московский становится важным фактором в делах церковной Украины, и к этому будет непросто привыкать как противникам Московского Патриархата в этой стране, так и ее общественности, да и самой Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.

"Мы ждем аккуратных и выверенных действий со стороны Московского Патриархата, - говорит протоиерей Георгий Коваленко, - ведь нашли же способ достижения единства с Русской Зарубежной Церковью. Значит, при наличии доброй воли и желание это возможно и у нас".

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала