О том, каким должно быть высшее образование в области инноваций, размышляет научный руководитель группы разработчиков образовательных стандартов по направлению «Инноватика» заместитель декана факультета инноватики Санкт-петербургского государственного политехнического университета Ольга Колосова.
- Ольга Владимировна, есть мнение, что стандарт по инноватике не нужен, что подготовить в высшей школе таких специалистов невозможно, и таковыми должны становиться выпускники самых разных вузов и факультетов.
- Я не согласна с этим мнением и убеждена, что специалисты из разных сфер деятельности не смогут удовлетворить постоянно растущую потребность в квалифицированных кадрах для инновационной сферы. Требуется подготовить новое поколение профессионалов достаточно широкого профиля, которые в будущем, завершив обучение в университетах, сразу смогут включаться в программы развития современных российских предприятий.
Нельзя забывать, что инновационная деятельность не ограничивается только коммерциализаций тех или иных технологий. Задачу подъема реального сектора российской экономики невозможно осуществить, не имея в арсенале отряда специально подготовленных для такой работы кадров.
- Неужели нельзя сформировать такой «отряд» благодаря программам повышения квалификации, которые есть, к примеру, в Академии народного хозяйства, в других вузах?
- К сожалению, далеко не каждый выпускник вуза пригоден к ведению инновационной деятельности даже после прохождения программ повышения квалификации. Обусловлено это тем, что у специалистов, занимающихся инновациями, должны быть сформированы разного рода социально-личностные и профессиональные компетенции, а это не просто передача знаний, характерная для краткосрочных программ. Это кропотливая, длительная базовая подготовка, возможная только в рамках программ высшего образования – бакалавриата и магистратуры по направлению «Инноватика».
Я вовсе не отрицаю возможность подготовки специалистов самых разных профилей для работы в командах по разработке и реализации инновационных проектов. Как раз в этом случае повышается значимость введения в учебные планы дополнительных дисциплин по управлению инновационной деятельностью, формирующих новую мировоззренческую позицию, так называемое «инновационное мышление».
При этом ни одна проектная команда не сможет успешно функционировать, если в ней не будет минимум одного профессионала, имеющего либо базовую подготовку по направлению «Инноватика», либо прошедшего профессиональную переподготовку в этой сфере при уже имеющемся опыте инновационной деятельности.
Не нужно забывать, что в рамках базовой подготовки предполагается развитие как функциональных, так и предметных компетенций. Ведь бакалавров будут готовить по различным профилям, а магистров - по различным магистерским программам. Все это предусмотрено нашими стандартами.
- Означает ли это, что программы повышения квалификации в области инноваций вообще не нужны?
- Мы признаем актуальность всех звеньев цепочки непрерывного образования в области инновационной деятельности. Бакалаврские и магистерские программы, а также профессиональная переподготовка – это, на наш взгляд, самые важные, базовые формы обучения. Но никто не отрицает необходимость краткосрочных программ повышения квалификации для управленцев и специалистов инновационной сферы, как и необходимость подготовки кадров высшей квалификации.
Материал подготовил Иван Стерлигов (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости