МОСКВА, 1 авг - РИА Новости. Радиостанция "Маяк", которой в субботу исполняется 45 лет, идет в ногу со временем, считают известные журналисты.
"Сегодняшний "Маяк" я считаю достойным преемником первого "Маяка". Они все время находятся в поиске. Даже сейчас, например, в отличие от многих информационно-музыкальных станций, он дает сиюминутную информацию два раза в час или даже чаще, если это требуется", - сказал советник главного редактора РАМИ "РИА Новости" Энвер Мамедов, который был заместителем председателя Гостелерадио во времена создания "Маяка".
По его словам, главное, что программы радиостанции являются по-настоящему информационными, несмотря на то, "носят ли они характер интервью, ответов на вопросы радиослушателей, носят ли они характер бесед с советами по самым различным проблемам - от страхования жизни и собственности до советов садоводам или огородникам".
Радиостанция "ударно-наступательного стиля"
Мамедов был главным редактором главной редакции Радиокомитета, в начале 60-х - первым заместителем председателя Гостелерадио, а в 1962-1985 - первым заместителем председателя Госкомитета СССР по телевидению и радио. Он отметил, что создание в Советском Союзе "Маяка" было назревшей мерой, однако создателям радиостанции было нелегко воплотить свою идею в жизнь.
"Возникла мысль о том, чтобы создать программу, которая была бы информационно-музыкальной, и которая включала бы в себя, помимо новостей, информационных материалов и репортажей, музыку. И все - никаких пространных статей, никаких малоинтересных круглых столов, ничего этого не предполагалось для новой программы", - отметил Мамедов.
Однако идея создания такой радиостанции "не встретила поддержки ни у тогдашнего председателя Радиокомитета (который затем превратился в Гостелерадио), ни со стороны руководства ЦК". Единственным союзником оказался Александр Николаевич Яковлев, который возглавлял Агитпром и отвечал за работу радио и телевидения, сказал Мамедов.
"В это время накалились страсти вокруг вопроса глушения, так называемых, "чужих голосов", то есть фактически радиопередач иностранных государств, в том числе радиостанций государств, недружественных Советскому Союзу", - отметил он.
По словам Мамедова, идеологи создания "Маяка" совместно с Яковлевым условились, что пойдут в ЦК с предложением о том, чтобы использовать его "для глушения передач враждебных нам иностранных радиостанций и чтобы прикрывать ею частоты, на которых вещали наши недруги".
"На этот раз мы встретили понимание, и было принято положительное решение", - подчеркнул журналист.
С точки зрения Мамедова, "Маяк" был радиостанцией "ударно-наступательного стиля".
"Для нее практически не было особых табу, особых запретов, хотя естественно на нее распространялись все решения ЦК, относящиеся к деятельности СМИ", - отметил он.
Аудитория "Маяка" в то время была самая разнообразная. "Это была потрясающая картина, когда представители разных социальных групп, слоев были единодушны в положительном отношении к "Маяку", - сказал собеседник агентства.
Сегодняшнему "Маяку" Мамедов пожелал "искать формы тесного сотрудничества с такими развивающимися сферами как интернет и мобильная телефонная связь".
Лучшая радиостанция Советского Союза
По мнению Олега Попцова, президента Евразийской академии телевидения и радио (ЕАТР), который в 90-96 годах был председателем Всероссийской государственной телерадиокомпании (ВГТРК), "Маяк" был лучшей радиостанцией Советского Союза.
"Когда я создавал "Радио России", я собрал команду и сказал, что главной задачей является выиграть у радиостанции "Маяк" - это лучшая радиостанция на сегодняшний день", - сказал Попцов РИА Новости.
Журналист отметил, что "Маяк" в то время "не был заражен официозом, он был информационной программой, и он все время играл на опережение, хотя он тоже был государственным эфиром".
Создатель "Радио России" признался, что "Маяк" был достойным примером радиостанции.
"Я был счастлив, что, создавая российское радио, у меня был настоящий пример, глядя на который, можно было создать нечто такое, чем потом можно было гордиться", - подчеркнул Попцов.
Вместе с тем, он отметил, что современной радиостанции необходимо больше думать об интеллекте и культуре российского народа, а некоторым радиоведущим - следить за своей речью.
"Маяк" - в квартирах, на буровых и кабинах комбайнеров
Президент Национальной ассоциации телерадиовещателей (НАТ) Эдуард Сагалаев, который с 1975 года занимал руководящие посты в молодежных редакциях Гостелерадио СССР, был главным редактором радиостанции "Юность", а в 96-97 годах возглавлял ВГТРК, считает, что "Маяк" в свое время был частью жизни советского народа.
"Когда я уже пришел работать в Гостелерадио, "Маяк" стал частью жизни народа, это не будет преувеличением. Позывные "Маяка" звучали не только в квартирах. Поскольку была разветвленная сеть мощных передатчиков, и распространялась она и по проводной системе, и в эфире, то радио "Маяк" слушали, как принято было тогда говорить, и на буровых, в кабинах комбайнеров - был такой образ", - сказал Сагалаев.
"Так складывался "Маяк", так он становился самой популярной радиостанцией в стране, и так создавалось вообще новое радио, которое было непривычным для слуха советского человека", - отметил он.
Новые подходы и новые форматы, в том числе разговорный жанр, которые возникли на "Маяке" в последние несколько лет, - это необходимая дань времени, считает Сагалаев.
"Маяк" стремится быть современным
Генеральный директор радиохолдинга Европейская медиа группа (ЕМГ), председатель Гильдии радиожурналистов в рамках "Медиасоюза" Александр Полесицкий считает, что "Маяк" стал радиостанцией, "стремящейся быть гораздо более современной".
"Раньше проблема была в том, что и по способу подачи, и по организации материалов, и "Радио России", и "Маяк" - это были радиостанции совершенно одного возрастного спектра. Сейчас, как минимум, по подаче "Маяк" работает, как современное радио", - подчеркнул Полесицкий.
По его словам, "Маяк" как богатый футбольный клуб скупил лучших радиоведущих всего российского эфира, и в результате получилось живое разговорное радио, правда, с одной проблемой.
"Наверно, профиль слушателя поменялся, в силу этого профиля оно стало гораздо привлекательнее для рекламодателя, единственное, что мы видим, глобально не изменилось - это структура аудитории, как ни парадоксально. Она не стала глобально моложе", - подчеркнул Полесицкий.
И даже наличие в эфире молодежных кумиров, таких, как Антон Комолов, Ольга Шелест, Роман Трахтенберг, с одной стороны, не перевешивает исторический характер бренда с другой стороны.
Собеседник агентства считает, что руководству "Маяка" довольно сложно делать радиостанцию моложе не только по звучанию, но и преодолевать консерватизм аудитории. Он искренне пожелал коллегам успеха в этом.