Рейтинг@Mail.ru
Афганская «четверка» в Душанбе - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Афганская «четверка» в Душанбе

Читать ria.ru в
Дзен
Предоставление российского воздушного пространства для транспортировки военных грузов НАТО и США в Афганистан, судя по всему, было только началом новой политики Кремля на афганском направлении. Продолжением стал саммит «душанбинской четверки» - президентов России, Таджикистана, Пакистана и Афганистана...

Петр Гончаров для РИА Новости.

Предоставление российского воздушного пространства для транспортировки военных грузов НАТО и США в Афганистан, судя по всему, было только началом новой политики Кремля на афганском направлении. Продолжением стал саммит «душанбинской четверки» - президентов России, Таджикистана, Пакистана и Афганистана. Конечно, значение его не следует сводить только к официально объявленной цели - обсуждению вопроса о поставках электроэнергии из Таджикистана в Афганистан и Пакистан.

Прежде всего, саммит говорит о том, что в Москве окончательно отказались в решении афганской проблемы от позиции «а ну, посмотрим, как вы там без нас». И правильно, разумнее присоединиться, и даже заработать на этом.

Далее, Москва поддержала предложение Душанбе по формированию нового формата обсуждения афганской проблемы. Поддержала на редкость корректно, не став оспаривать авторство инициативы или «соавторствовать». Президент Дмитрий Медведев оценил несомненные достоинства «душанбинской четверки». Создаваемый формат открывает возможность всем участникам присоединиться к мощному финансовому потоку, выделяемому богатой частью международного сообщества на решение экономических и социальных проблем региона. Речь о миллиардах долларов, что выделяются в рамках «восьмерки», «двадцатки» и не только. Кстати, реализуемые Россией и Таджикистаном проекты, в частности - проект «CASA-1000» по строительству региональной линии электропередачи стоимостью в 680 миллионов долларов, - хороший образец планируемых «международных трансграничных» проектов. Сооружаемая ЛЭП позволит в летнее время отправлять излишки электроэнергии в Кабул и в северо-западные районы Пакистана.

Но главное другое. В создаваемом «четырехугольном» формате могут обсуждаться все основные региональные проблемы - от экономического взаимодействия до борьбы с наркотрафиком и терроризмом. Терроризм и наркотрафик на сегодняшний день являются, как известно, головной болью и для России, и для Таджикистана.

Не в лучшей ситуации находится Пакистан. Исламабад сегодня с трудом сдерживает наступление местных талибов вкупе с радикалами-исламистами буквально на все позиции власти. И Исламабад крайне заинтересован в том, чтобы афганская проблема тамошних талибов (то есть исламского экстремизма) не выходила за пределы Афганистана. Исламабаду со своими бы справиться.

Что касается Афганистана, то ему явно не повредили бы контакты и, в конечном счете, взаимодействие со своим восточным соседом Пакистаном в решении проблемы афганских талибов. Кабул постоянно указывает на проблему открытой границы, что позволяет талибам находить себе прибежище на пакистанской стороне. В этом контексте взаимные упреки Кабула и Исламабада стали уже обычным делом. Где же выход? В том числе и в четырехстороннем общении, как это произошло в Душанбе.

«Сегодня мы приветствуем создание новой формы диалога. Я уверен, что такого рода контакты будут полезными», - сказал российский президент на совместной пресс-конференции четырех в Душанбе. А как наши визави смотрят на перспективу нового формата?

Душанбе, разумеется, заинтересован в создании «душанбинской четверки». Тем более, что Тегеран - традиционный конкурент Душанбе в Афганистане - уже провел у себя два трехсторонних саммита - «Иран-Афганистан-Пакистан» и «Иран-Афганистан-Таджикистан». Намерения Тегерана более чем прозрачны - стать региональным лидером в решении афганской проблемы, и поэтому появление «душанбинской четверки» для Таджикистана оказалось удачной идеей.

Что касается Пакистана, то Исламабад уже давно дает понять Москве, что он готов к более тесному сотрудничеству с Россией в решении региональных проблем. Особенно таких, как афганская. Единственное, что может оказаться неожиданным и весьма деликатным моментом для России, так это возможная просьба Исламабада о поставках пакистанской армии российских вертолетов, самолетов и других видов вооружения. Естественно, что эта просьба будет обоснована необходимостью модернизации и самой армии, и тактики борьбы с новыми региональными вызовами.

И, наконец, Афганистан. На состоявшемся в эти дни в Москве всеафганском форуме афганских диаспор главным вопросом был, разумеется, вопрос мира и стабильности в Афганистане. На этот раз афганские парламентарии, политики, политологи и просто эксперты преподнесли неожиданный сюрприз, а для России просто роскошный подарок. Социальный кризис в Афганистане они вынесли за рамки внешних факторов, среди которых советский фактор присутствует традиционно. То есть афганские эксперты не стали связывать все афганские невзгоды исключительно с влиянием извне. Наконец-то была предпринята попытка найти основные причины внутри самой страны.

Экс-министр культуры и информации Башир Руйгяр, политик из ближайшего окружения бывшего президента Наджибуллы, дал изящный и удивительно точный диагноз афганской болезни. По его словам, в афганской проблеме в целом необходимо идентифицировать три составные части.

Первая - международная, которая включает международный терроризм и наркотрафик, отсюда понятны и соответствующие международные усилия. Вторая - региональная, состоящая из того негативного влияния, которое оказывает на регион ситуация внутри Афганистана. Отсюда и необходимость совместных усилий с соседями по региону. И, наконец, третья - собственно внутренняя афганская проблема (проблема общества и власти в стране). Истоки ее следует искать не за пределами Афганистана, а внутри его. Это чисто внутренняя проблема, и в решении ее если и стоит полагаться на содействие международного сообщества, то исключительно в вопросе обеспечения стабильности в стране.

На форуме было отмечено, что в условиях войны в Афганистане, которая самым тесным образом связана с рядом региональных проблем, региональное сотрудничество для Афганистана сегодня становится все более актуальным и приоритетным. И в этом региональном сотрудничестве Россия должна, наконец, занять соответствующее ее возможностям место.

Москва, как видим, ответила адекватно, поддержав инициативу Душанбе по созданию нового формата в решении афганской проблемы.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала