МОСКВА, 30 июл - РИА Новости. История с угоном служебного мерседеса министра здравоохранения Германии Уллы Шмидт (СДПГ) во время ее отпуска в Испании вызвала не только возмущение общественности подобной "тратой денег налогоплательщиков", но и широкую дискуссию о существующих "правилах и нормах довольствия" высших лиц в государстве, пишут немецкие СМИ.
Нынешний скандал с использованием министрами и другими высокопоставленными лицами служебных привилегий во время отпуска - не первый в истории Германии, напомнила Financial Times Deutschland.
"Дело в том, что уже более 50 лет федеральным министрам совершенно официально разрешено пользоваться служебным транспортом также в частных поездках, ведь, в конечном счете, они круглосуточно находятся на службе. Согласно Правилам использования служебного транспорта федерального управления (DKfzR), каждому члену правительства и госсекретарям (замминистра) выделяется служебный автомобиль в единоличное и неограниченное распоряжение", - пишет газета.
То же самое, уточняет издание, относится к руководству парламента, в том числе к председателям фракций в бундестаге.
Правила допускают использование служебного транспорта и за пределами Германии, правда, в случае частных поездок эти "преимущества в своем стоимостном выражении облагаются налогом".
Для установления налогооблагаемой части есть два метода: либо обладатель служебного авто ежемесячно платит 1% от месячной брутто-стоимости использования машины, либо ежедневно заполняет маршрутные листы, в которых четко указываются служебные и личные поездки, и тогда платит за конкретно выявленное частное использование служебного автомобиля.
В случае выявления каких-либо нарушений по запросу бундестага Федеральная счетная палата проводит проверку "честности расчетов". При этом, согласно пояснению представителя правительства, "практическое толкование правил целиком является прерогативой каждого министерства". То есть, от министерства (или самого министра) зависит, какую поездку считать служебной, а также как определить целесообразность использования служебного транспорта в том или ином случае.
Применительно к случаю Шмидт, как отмечают немецкие обозреватели, это означает, что расходы почти в 10 тысяч евро на спорное использование служебного мерседеса во время отдыха министра в Испании, где состоялось несколько деловых встреч, "отвечают служебной необходимости" и "не выходят за рамки отпущенного министерству на эти цели бюджета", как заявила в своем комментарии пресс-секретарь Шмидт.
Сама виновница шумихи в своем первом официальном заявлении по поводу случившегося в Испании, распространенном в четверг, тоже утверждает, что "ничем не нарушила существующие правила".
Шмидт сообщила, что уже передала все документы по использованию своего служебного автомобиля председателю бюджетного комитета бундестага и в Федеральную счетную палату для проверки.
"Я могу доказательно утверждать, что бережное обращение с деньгами налогоплательщиков является для меня само собой разумеющимся правилом. Я уверена, что проверки докажут мою правоту", - подчеркнула министр, которая, по ее словам, всегда тщательно записывает свои частные поездки в маршрутный лист и оплачивает бензин.
Она также сообщила, что с учетом возникшего вокруг происшествия в Испании скандала обратилась к кандидату от своей партии СДПГ на пост канцлера на выборах в бундестаг Франку-Вальтеру Штайнмайеру с просьбой не включать ее в избирательную команду "до окончания проверки, чтобы не нанести ущерба предвыборной компании".
ВСЕ ЛИ МИНИСТРЫ ДЕЛАЮТ ЭТО?
Между тем СМИ провели опросы министерств и собственные журналистские расследования, в ходе которых выяснили, что разные члены кабинета по-разному распоряжаются своими транспортными привилегиями, в частности, некоторые даже путешествуют для экономии в машине своей охраны.
Они также отметили, что канцлеру, главам МИД, МВД и Минобороны правилами безопасности запрещено даже в отпуске пользоваться неслужебным небронированным транспортом или путешествовать без охраны. Все четверо также должны летать только самолетами ВВС бундесвера. Исключение составляют предвыборные полеты министра иностранных дел Штайнмайера, для которого его партия обязана заказывать чартерные рейсы.
Правда, официальные правила и здесь далеки от совершенства и не всегда экономят деньги налогоплательщиков. В качестве одного из курьезов FTD приводит историю с отпуском бывшего канцлера Герхарда Шредера (СДПГ) в Италии: сам канцлер летел к месту отдыха и обратно, как требуют правила безопасности, на практически пустом самолете ВВС бундесвера со своей охраной, тогда как его жена Дорис с ее дочерью от первого брака и положенными семье канцлера охранниками - рейсовым самолетом. Перелет этих охранников обошелся казне в несколько тысяч евро.
Союз немецких налогоплательщиков потребовал пересмотра правил пользования служебным транспортом с учетом не только требований безопасности и положений о привилегиях, но также экономичности и разумности.
Газета Hamburger Abendblatt выяснила, что в разное время служебными автомашинами в отпуске пользовались также другие министры от СДПГ - министр труда Олаф Шольц, министр юстиции Бригитте Цюприс, министр транспорта Вольфганг Тифензее и министр развития и экономического сотрудничества Хайдемари Вичорек-Цойль.
Кроме 66-летней Вичорек-Цойль, которая пользовалась услугами шофера, все министры в отпуске сами сидели за рулем служебных лимузинов. В министерствах также сообщили, что все поездки на отдыхе были зарегистрированы как частные и оплачены.
Министры по делам семьи и образования Урсула фон дер Лайен и Анетте Шаван (обе - ХДС), по их словам, никогда не пользуются служебными машинами в отпуске.
В остальных министерствах Hamburger Abendblatt не получил ответов на вопрос об использовании их главами служебных транспортных средств во время отдыха и в свободное от работы время.
По данным организации "Немецкая помощь природе" на апрель 2009 года, автопредпочтения нынешних членов правительства распределялись следующим образом: большинство из них выбрали Audi A8 c дизелем 3,0 TDI или на бензине 4.3 FSI quattro, а также разные модели мерседесов класса S с бензинным или дизельным двигателем.
Оригиналами в правительстве являются глава минюста Бригитте Цюприс, которая ездит на Volkswagen Phaeton V6 TDI (дизель), и министр экономики Карл-Теодор цу Гуттенберг, предпочитающий BMW 730 Ld (дизель).