МОСКВА, 30 июл - РИА Новости. Председательство Казахстана в ОБСЕ в предстоящем году сможет стать очень важным этапом в истории организации - у страны есть очень серьезные наработки в сфере европейской и евразийской безопасности, считает глава международного комитета Госдумы РФ, член Совета по внешней и оборонной политике Константин Косачев.
"Это (председательство) может стать очень важным этапом в истории ОБСЕ: у Казахстана, его руководства есть очень серьезные наработки в сфере европейской и евразийской безопасности, и Казахстан продемонстрировал очень серьезное отношение к вопросам европейской безопасности", - сказал он в интервью РИА Новости, оценивая работу организации.
Первого августа отмечается годовщина создания ОБСЕ. В 1975 году в столице Финляндии Хельсинки главы 35 государств подписали Заключительный Акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинкские соглашения), с которого берет начало СБСЕ, преобразованное в 1995 году в ОБСЕ.
Высказываясь по предстоящему председательству, российский парламентарий напомнил, что Казахстан "добровольно отказался от собственного ядерного оружия в момент распада Советского союза, когда он выдвинул ряд далеко идущих инициатив в сфере экономической, в том числе энергетической безопасности". Он считает, что "это будет очень интересное председательство".
"И я уверен в том, что для Казахстана оно будет очень успешным, а значит, оно будет успешным для всей организации, и в этом Россия, безусловно, Казахстану будет оказывать все необходимое содействие", - сказал Косачев.
Говоря в целом об ОБСЕ, глава международного комитета Госдумы РФ констатировал, что на данный момент "ОБСЕ так и не нашла своей новой функции, миссии в условиях изменившегося мира".
Он напомнил, что организация "была создана для преодолений межблоковых противоречий в условиях "холодной войны". "И ту свою миссию, на мой взгляд, она выполняла вполне успешно, но когда завершилась "холодная война", и межблоковое противостояние новой, созидательной роли ОБСЕ так и не обрела", - отметил Косачев.
По его словам, "в результате мы имеем дело с серьезнейшим кризисом в истории этой организации".
Депутат пояснил, что "везде, где требовалось консолидированная, согласованная воля европейских стран, эта воля так и не была реализована, и те конфликты, которые потрясали Европу в последние десятилетия, развивались по собственной логике, без какого-либо включения в этот процесс ОБСЕ".
В качестве примера он привел ситуацию вокруг Косово, Южной Осетии и дискуссию вокруг энергетической безопасности в Европе, включая газовые конфликты. "Вот три серьезнейших потрясения, по которым ОБСЕ могла бы иметь свою миссию, но которая так и осталась нереализованной и не востребованной", - подытожил он.
Косачев считает, что на данный момент "за ОБСЕ пока есть только один мощный очевидный ресурс и потенциал: универсальный характер этой организации". По его мнению, этот потенциал странам ОБСЕ надо сохранять и пытаться развивать, так как пока он совершенно точно не реализован".
Отвечая на вопрос о том, возможна ли "перезагрузка" деятельности организации, Косачев указал, что "она не просто возможна, она жизненно необходима Европе с тем, чтобы мы не попадали в подобного рода (Косово, Южная Осетия) катаклизмы". Косачев обратил внимание на то, что "именно в этом направлении развивается логика известной инициативы президента России о некой новой конструкции европейской безопасности, и это не конкурирующая идея по отношению к ОБСЕ, а дополняющая идея".
"Мы говорим не об ОБСЕ-2, или ОБСЕ - БИС, мы говорим об ОБСЕ+ и это, на мой взгляд, очень существенная разница", - заключил глава международного комитета Госдумы РФ.