ООН, 25 июл - РИА Новости, Дмитрий Горностаев. Исполнение ордера Международного уголовного суда (МУС) на арест президента Судана Омара аль-Башира по обвинению в военных преступлениях не представляется реальным, считает спецпредставитель президента России по Судану Михаил Маргелов.
"Я не представляю себе возможным арест президента аль-Башира, несмотря на решение Международного уголовного суда", - сказал Маргелов, отвечая на вопрос РИА Новости в штаб-квартиры ООН, где он выступал на заседании Совета безопасности по ситуации в Дарфуре.
"Понятно, что и в арабском мире, и в Африке, и среди постоянных членов Совета безопасности ООН скепсис по поводу реальности исполнения этого решения достаточно велик. К сожалению, Международный уголовный суд поставил на карту свой авторитет, приняв неисполняемое решение", - отметил спецпредставитель президента РФ.
Примечательно, что впервые с момента выдачи санкции на арест аль-Башира на заседании СБ ООН по Судану делегация США вобще не затронула тему Международного уголовного суда. Ранее при обсуждении этой темы представители Вашингтона в Свобезе ООН постоянно высказывались за необходимость передачи президента Судана в руки международного правосудия, несмотря на то, что сами США не признают юрисдикцию МУС.
Судан, так же как США и Россия, не подписывал Римский статут, учредивший МУС, а следовательно, не имеет перед ним никаких обязательств. На этом основании Хартум отказывается исполнять ордер этой судебной инстанции. Международно-правовая коллизия в этом деле осложнена тем что Совет безопасности ООН, решения которого обязательны к исполнению всеми странами-членами ООН, принял резолюцию, требующую от Хартума сотрудничать в полном объеме с МУС.
Ордер на арест аль-Башира выписан по обвинению его в преступлениях против человечности и военных преступлениях в ходе конфликта в суданской провинции Дарфур, который продолжается с февраля 2006 года.
"Сложно себе представить американских морских пехотинцев или российских десантников, которые, выполняя решение Международного уголовного суда, высадятся в Хартуме для того, чтобы арестовать президента аль-Башира. Это из области сказок, а не из области реальной политики", - сказал Маргелов.
Международных механизмов, которые обеспечили бы арест президента Судана, не существует, поскольку обязательства по исполнению решений МУС ложатся исключительно на правительства стран-участников Римского статута, на территории которых находится разыскиваемое лицо.
На практике, считает спецпредставитель президента РФ, складывается ситуация, в которой мировое сообщество взаимодействует и будет взаимодействовать с аль-Баширом несмотря на решение МУС.
"Все по-прежнему взаимодействуют с суданским президентом: и международный посредник, который имеет два мандата - Африканского союза и ООН, и все спецпредставители по Судану стран "пятерки" и Европейского союза. Поэтому предположить, что кто-то когда-то реально арестует президента Башира - довольно сложно. Реальнее предположить, что все будут продолжать с ним взаимодействовать как с избранным народом Судана главой государства", - считает Михаил Маргелов.
По его мнению, для такого взаимодействия достаточно много причин, главная из которых - предстоящий в 2011 году референдум о будущем единстве Суданского государства - самого крупного по территории государства Африки.
Выступая на заседании Совбеза в пятницу, Маргелов заявил, что ситуация с выдачей ордера на арест аль-Башира "умиротворению в Дарфуре не способствует". Он напомнил, что против ареста выступают региональные организации, например, Африканский союз, который вплотную занимается дарфурским урегулированием. "Прогресс на переговорах пользуется приоритетом перед юридической процедурой, поскольку есть мнение, что действия под лозунгом "судебной справедливости" подрывают идущий в стране мирный процесс", - подчеркнул спецпредставитиель президента РФ по Судану.