«Буран» – первый орбитальный корабль многоразового использования, который был создан в СССР. «Буран» был предназначен для решения ряда оборонных задач, выведения на орбиту вокруг Земли различных космических объектов и их обслуживания, доставки модулей и персонала для сборки на орбите крупногабаритных сооружений и межпланетных комплексов, возврата на Землю неисправных или выработавших свой ресурс спутников, освоения оборудования и технологий космического производства и доставки продукции на Землю, выполнения других грузопассажирских перевозок по маршруту Земля–космос–Земля.
Разработка «Бурана» продолжалась более 10 лет. В 1976 г. вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о создании многоразовой космической системы. Многоразовая космическая система, которая получила название «Энергия» – «Буран» включала в себя ракету-носитель тяжелого класса «Энергия», орбитальный корабль (ОК) «Буран», наземные средства подготовки, проведения пуска и управления полетом.
Для создания планера орбитального корабля «Буран» было образовано специализированное предприятие – Научно–производственное объединение «Молния». В качестве основной производственной базы был выбран Тушинский машиностроительный завод. Новое объединение возглавил Глеб Евгеньевич Лозино–Лозинский, который уже в 1960 е годы работал над проектом многоразовой авиационно-космической системы «Спираль».
При создании орбитального корабля, систем и агрегатов были реализованы новые технические идеи, применены современные элементная база и конструкционные материалы, внедрены достижения электронной техники, в том числе бортовые вычислительные машины, создано соответствующее программно-математическое обеспечение, разработаны новые технологические процессы и многое другое, что в совокупности позволило существенно повысить уровень разработки и выполнить предъявляемые к орбитальному кораблю требования.
К 1984 г. был готов первый полномасштабный корабль «Буран». Корабль был построен по схеме самолета типа «бесхвостка» с треугольным крылом переменной стреловидности, имел аэродинамические органы управления, работающие при посадке после возвращения в плотные слои атмосферы, – руль направления и элевоны. Он был способен совершать управляемый спуск в атмосфере с боковым маневром до 2000 километров.
Длина «Бурана» 36,4 метра, размах крыла около 24 метров, высота корабля, когда он стоит на шасси, более 16 метров. Стартовая масса корабля более 100 тонн, из которых 14 тонн приходится на топливо. В его обширном грузовом отсеке мог размещаться полезный груз массой до 30 тонн. В носовой отсек была вставлена герметичная цельносварная кабина для экипажа и большей части аппаратуры для обеспечения полета в составе ракетно-космического комплекса, автономного полета на орбите, спуска и посадки. Объем кабины более 70 кубических метров.
Важной особенностью «Бурана» являлась его мощная тепловая защита, обеспечивающая нормальные тепловые условия для конструкции корабля при прохождении плотных слоев атмосферы во время посадки. Теплозащитное покрытие состояло из большого числа (около 38 тысяч) плиток, изготовленных с высокой точностью из специальных материалов (кварцевое волокно, высокотемпературные органические волокна, частично материал на основе углерода) по программам, учитывающим место установки каждой плитки на корпусе.
В хвостовой части корабля была расположена основная двигательная установка, две группы двигателей для маневрирования были размещены в конце хвостового отсека и передней части корпуса.
Бортовой комплекс управления состоял более чем из пятидесяти систем, которые управлялись автоматически по программам, заложенным в бортовую вычислительную машину. «Буран» мог совершить до 100 полетов.
При внешнем сходстве с американским «шаттлом», орбитальный корабль «Буран» имел принципиальное отличие – он мог совершать посадку полностью в автоматическом режиме, а не управляться оператором с земли, а также в «Буране» была предусмотрена система экстренного спасения экипажа. На малых высотах срабатывала катапульта для первых двух пилотов; на большой высоте в случае нештатной ситуации «Буран» мог отделяться от ракеты–носителя и совершать экстренную посадку.
Запуск «Бурана» осуществлялся с помощью ракеты-носителя «Энергия», к центральному блоку которой орбитальный корабль крепился пирозамками.
Большие габаритные размеры «Бурана» затрудняли использование наземных средств транспортировки, поэтому на космодром он (так же, как и блоки ракеты-носителя) доставлялся по воздуху модифицированным для этих целей самолетом ВМ–Т Экспериментального машиностроительного завода им. В.М.Мясищева (при этом с «Бурана» снимались киль и масса доводилась до 50 т) или многоцелевым транспортным самолетом Ан–225 в полностью собранном виде.
Первый полет «Бурана» был намечен на 29 октября 1988 г., но по техническим причинам за 51 секунду до старта был отменен. Следующий старт был назначен на 15 ноября 2008 г. Задачей первого полета были продолжение летной отработки ракеты-носителя «Энергия» и проверка функционирования конструкции и бортовых систем орбитального корабля «Буран» на наиболее напряженных участках полета (выведение и спуск с орбиты) с минимальной длительностью орбитального участка. Из соображений безопасности первый испытательный полет был определен как беспилотный.
15 ноября 1988 г., несмотря на штормовое предупреждение, старт прошел успешно. Полет продолжался 205 минут, в течение которых «Буран» прошел почти 8000 км в верхних слоях атмосферы. После двух витков на орбите корабль совершил посадку в автоматическом режиме на специальную посадочную полосу длиной около 5 километров и шириной 80 метров, созданную в районе космодрома Байконур. Программа полета была полностью выполнена.
В 1990–1992 гг. планировался запуск еще одной ракеты «Энергия» со вторым орбитальным кораблем «Буран». Из-за сокращения финансирования в эти годы запуск осуществить так и не удалось. В 1990 г. работы по программе «Энергия» – «Буран» были приостановлены, а в 1993 г. программа окончательно закрыта.
Всего по программе «Энергия» – «Буран» было построено три летных корабля (третий не достроен), заложены еще два (задел по которым после закрытия программы был уничтожен), и созданы девять технологических макетов в различной комплектации для проведения различных испытаний.
Летавший корабль "Буран" был законсервирован и оставлен в монтажно-испытательном корпусе на космодроме Байконур. В 2002 г. корабль был полностью уничтожен рухнувшей на него крышей корпуса.
Второй корабль, который должен был совершить второй полет в автоматическом режиме со стыковкой с пилотируемой станцией «Мир», остался на Байконуре. В апреле 2007 г. он был установлен в экспозиции музея космодрома Байконур.
Третий корабль (степень готовности корабля на момент прекращения работ составляла 30 50 %) до 2004 г. находился в цехах Тушинского машиностроительного завода, в октябре 2004 г. перевезен на причал Химкинского водохранилища для временного хранения.
Один из макетов «Бурана» в 1995 г. НПО «Молния» продало АО «Космос–Земля», которое установило его в Центральном парке культуры и отдыха им. Горького в Москве, где он использовался в качестве аттракциона до 1999 г. В 2000 г. этот макет побывал в качестве аттракциона на Олимпиаде в Сиднее и в итоге оказался в Бахрейне. В 2008 г. макет был приобретен Техническим музеем города Шпейера, расположенного в немецкой земле Рейнланд–Пфальц, куда он прибыл в апреле 2008 г.
Администрация Технического музея в Шпейере семь лет добивалась права разместить экспонат у себя. В частности, суд с бизнесменом из Сингапура, пытавшимся доказать, что он собственник «Бурана», длился четыре года.
Покупка и транспортировка «Бурана» обошлись музею в 10 млн евро.
По прибытию «Бурана» в музей была начата реставрация корабля, в том числе установка деталей, вместо исчезнувших, в основном из кабины пилотов, когда космический челнок находился в Бахрейне. Детали будут присланы в музей из России.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников