Рейтинг@Mail.ru
Пономарев: российскому ТВ помогут цифровизация и экономический кризис - РИА Новости, 24.07.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Пономарев: российскому ТВ помогут цифровизация и экономический кризис

© Фото предоставлено пресс-службой "ТВ-Центр"Руководитель службы новостей телеканала "ТВ Центр" Михаил Пономарев
Руководитель службы новостей телеканала ТВ Центр Михаил Пономарев
Читать ria.ru в
Дзен

Цифровизация страны и экономический кризис сделают российское телевидение более содержательным и помогут ему еще больше удовлетворять потребности телезрителя, считает руководитель службы новостей телеканала "ТВ Центр" Михаил Пономарев, которому 18 июля исполнилось 40 лет. Об этом, а также о ситуации с ТЭФИ и о сломанной ноге он рассказал в интервью РИА Новости. Беседовала Елена Бахвалова.

- К 2015 году Россия перейдет на цифровое телевидение. Однако телеканал "ТВ Центр" не вошел в число цифровых каналов первого мультиплекса. Что ждет канал в ближайшем будущем? Как канал планирует развиваться?

- Здесь есть сразу два вопроса - технологический вопрос и творческий вопрос. Технологический прост и понятен. То, что мы не вошли в первый мультиплекс, проще говоря, в пакет каналов, которые в цифровом качестве в любом случае будут доставлены в телевизор любого россиянина в первую очередь, нет вообще ничего плохо и страшного. Речь идет о том, что таких пакетов будет больше чем один и это заявлено. Во-вторых, понятно, что в первую очередь туда вошел полный необходимый минимум для любого российского телезрителя, чтобы там было все – универсальные каналы, чисто информационный канал,  "Культура", "Спорт" – это обязательный минимум. Понятное дело, что нельзя сделать все сразу. Дальше будет второй пакет. При этом нужно иметь в виду, что до тех пор, пока все необходимые работы, настройки и каналы не будут переведены в цифровое качество и не будут доведены до каждого зрителя, традиционное аналоговое эфирное вещание будет сохранено.

Теперь вторая часть – творческая. Она значительно важнее. Цифровизация в первую очередь позволяет существенно увеличить количество каналов. И вот тут начнется самое интересное, потому что чем богаче выбор, тем выше конкуренция, тем серьезнее придется относиться к тому, что каждый из каналов делает. Цифровое вещание технически позволяет доставить 1000 каналов в квартиру, как например, в Нью-Йорке. И при этом есть совершенно явные программы – хиты, которые люди обсуждают в офисе, на улице и эти программы далеко не всегда выходят на одном канале. То есть каждый человек знает, куда он идет, зачем и он включает на этом канале ток-шоу, на том бокс, а на том кулинарную программу, потому что именно эта передача лучше чем у других. И такое естественным образом происходящее перераспределение содержательной части, исключительно во благо, во-первых, телезрителей, а во вторую очередь творцов, потому что творцы вынуждены, наконец, думать о зрителях. Знаменитая поговорка о том, что телевидение – это слишком дорогая вещь, чтобы доверять ее зрителям, таким образом, автоматически исчезнет. Кроме того, начнет увеличиваться количество иностранных каналов, которые могут быть для нас флагманами, особенно нишевые. Ведь кроме хорошо снятой стрельбы и новостей вообще-то есть и реальная жизнь, а реальная жизнь – заключается в том, что есть моря, солнце, дети, человеческие взаимоотношения во всем их разнообразии. Сейчас все это не умещается в эфире. Поэтому спектр размышлений на самом деле широкий и замечательный.

- Как, на Ваш взгляд, изменится телевидение в ближайшие пять лет? Какие новинки появятся, а от чего производителям контента придется избавиться?

- Здесь третья составляющая – это кризис. Российское телевидение, за последние несколько лет, стало одним из самых богатых,  самых красочных, самых ярких. При этом, я так и не могу найти ни одного формата, кроме, пожалуй, "Что? Где? Когда?" и «КВН», которые были бы придуманы здесь, нами же. С другой стороны лицензионные форматы мы зачастую делаем интереснее оригиналов. Мы действительно научились хорошо снимать и уже можем поучить других. Скажем  Константин Эрнст и Александр Файфман – это абсолютно мировой величины профессионалы в области телевидения. Это бесспорно. Следующий этап изобретение чего-то по-настоящему своего – по сути и по форме.

Деньги начали заканчиваться, есть все основания заняться творческим рационализаторством. Как меньшими средствами сделать так же интересно, как меньшим количеством денег удержать зрителей у экрана? Единственная проблема  не начать экономить в прямом смысле слова, чтобы сериалы, к примеру, не стали выглядеть дешевыми. Уже сейчас продюсеры пытаются снимать быстрее, чтобы сократить затраты. Но не все затраты можно сократить. Телезритель отреагирует, он не позволит этого сделать. А по-человечески, все-таки есть в кризисе животворящее начало, мы будем все вместе делать что-то более умное, что будет цеплять не только количеством прожекторов. На одном юморе выехать невозможно, мы уже это поняли, на боевиках тоже, они уже надоели. А что дальше? А дальше надо думать. Слово "думать" – оно мне кажется, будет ключевым и сопутствующим слову "кризис". Есть большая надежда, что сейчас должно появиться еще больше творчества. Эфир естественным образом получил шанс стать еще умнее, не потеряв все хорошее, чем мы уже сегодня можем гордиться.

- Повысился ли на Ваш взгляд спрос телезрителей на деловую экономическую информацию в период кризиса?

- Честно говоря, по моим ощущениям нет. Потому что зрители, которые занимаются этим профессионально и те, у кого в руках серьезные финансовые риски, они все это знают до телевизора, без телевизора и вне телевизора, а что толку обычным гражданам страны все эти мудрые рассказы, куда сегодня поднялись ставки на бирже или куда они упали и зачем. Людей ничего не интересует кроме конкретной стоимости конкретного продукта, который он для своей семьи покупает в магазине и его зарплаты, а также соотношение его зарплаты и стоимости этих продуктов. Все-таки людей интересует их собственная жизнь. Мне кажется, телевидению пора подумать о народе и для этого сейчас есть все предпосылки.

- Какой Вы видите аудиторию канала "ТВ Центр"? Гонится ли канал за рейтингами и довольны ли Вы этими показателями?

- По официальной версии, зрители нашего канала это взрослые и пожилые люди, в части Москвы, например. Это понятно, что молодежь "ТВ Центр" почти не смотрит. Другое дело, что молодежь, к сожалению, смотрит два или три канала, которые нам всем известны и более ничего. Поэтому очень хочется верить, во всяком случае, мы пытаемся ориентироваться на людей с внятным положением в их собственной жизни, на людей соображающих, на людей интересующихся. Все-таки "ТВ Центр" стоит немножко особняком от основных общенациональных телеканалов по своей структуре, по структуре программной политики. Мы совершенно спокойно и с гордостью говорим, что мы социально ориентированный канал. И у нас есть реальные в этом смысле и достижения и поклонники. Понятно, что за это надо платить, и платим мы за это, в том числе, рейтингами. Но рейтинг не есть истина! Вот с точки зрения моего папы, заслуженного артиста России, музыканта, рейтинг канала "Культура" – это 100, по сравнению со всеми остальными. С точки зрения моей дочки, которой 12 лет, рейтинг канала "СТС" – это 100. И они – дедушка с внучкой – вряд ли друг с другом в ближайшее время найдут общий язык в этой дискуссии. Ну и  ничего страшного, а какой смысл делать все каналы одинаковыми. Поэтому иногда у нас не те цифры, которые бы хотелось видеть, или которые мы видим на других национальных каналах. В то же время, у нас есть проекты, которые вполне успешно и стабильно стоят на своих местах во всех рейтингах, топ-листах. В первую очередь, программа "Постскриптум", потому что она полностью соответствует заповеди рейтинга – одно название, один ведущий, одно время.  Понятно, что когда мы делаем какие-то новые экспериментальные программы, даже если они на первый взгляд кажутся талантливыми, но они новые, они не могут быстро стать рейтинговыми. Мы совершенно спокойно и осознанно идем где-то на понимание, что мы не получим тех цифр, которые бы нам хотелось, а с другой стороны мы все равно пытаемся это делать. По России, например, за последние 2-3 года с тех пор как пришел новый менеджмент на "ТВ Центр", канал очень существенно увеличил показатели. "ТВ Центр" - канал, который очень серьезно ориентирован на Москву, однако при этом живет вместе со страной, проблемами всей страны. И страна это отмечает ростом зрительского интереса к нашему каналу. В Москве мы чуть-чуть упали. Ну во-первых, потому что изменилась методика измерений. Раньше мерилась только Москва в пределах МКАД, а сейчас Москва вместе с областью и все это по-прежнему называется Москва. При такой методике появилась и проблема доставки сигнала. В московской области есть территории, где просто плохо принимается телевизионный сигнал, причем не только ТВ Центра.

- Что ждет зрителей "ТВ Центра" в новом телесезоне? Какие новые программы, сериалы и фильмы появятся осенью?

- Конечно же, я должен переадресовать этот вопрос нашему Генеральному директору и Главному продюсеру. Именно они более всего заняты сейчас этими задачами.  Сейчас как раз то самое время, середина лета, когда только о новом сезоне все и думают, только им все и занимаются, и сейчас нет смысла об этом говорить. В следующем сезоне вряд ли появятся суперпроекты, от которых дрогнет страна и телевизоры засветятся ярче, но, во всяком случае, какое-то переосмысление, уточнение, конечно, произойдет. В любом случае мы опять же будем экспериментировать. У "ТВ Центра" из больших каналов на сегодняшний день есть абсолютно эксклюзивная проблема -  мы делим частоту еще с одним каналом. Это не позволяет нам выстроить, например, цельную эфирную политику. Два разных канала, каждый занимается своим, у каждого свои цели и задачи и, таким образом, нарушаются основополагающие принципы построения суточной сетки канала. Ни они не могут эффективно распоряжаться эфиром, ни мы. Решать эту проблему надо на совершенно другом уровне и понятно, что она должна быть решена.

- В этом году национальная телевизионная премия "ТЭФИ" впервые за всю историю будет проводиться в Санкт-Петербурге, транслировать ее будет "Петербург-Пятый канал", президентом Академии российского телевидения вместо Владимира Познера стал Михаил Швыдкой – много изменений произошло в ней в последнее время. "ТВ Центр" является одним из учредителей конкурса, а Вы, членом Академии. Как Вы можете охарактеризовать сложившуюся в ней ситуацию?

- Это будет ужасно, если "ТЭФИ" исчезнет. Это будет позор позоров, на мой взгляд, и творческая катастрофа и признание того, что действительно российское телевидение не может считаться сообществом. Должна быть "Эмми" в России, но она должна быть такой, как задумывалась. Когда все смотрят на работу друг друга и "ТЭФИ" это не только признание, что ты лучше, чем кто-то другой, "ТЭФИ" – это признание, что ты честно работаешь, что ты нужен, что ты на своем месте. Актер не может жить без зрительского признания. Самим телевизионщикам, которых многотысячная армия, очень нужно, чтобы им говорили спасибо. Причем говорили не в этих рейтинговых табличках, а по-человечески, когда аплодируют. Во-вторых, это очень серьезно стимулирует к тому, чтобы и дальше продолжать творить в хорошем, высоком смысле этого слова. В-третьих, это позволяет самим телевизионщикам смотреть, что происходит вокруг конкретной отдельно взятой программы, отдельно взятого канала, делиться и набирать опыт, чтобы служить зрителям. "ТВ Центр" полностью открыт к тому, чтобы идти вперед, если какие-то реформы в Академии будут происходить в правильную сторону, если соревнование будет честным, а  конкуренция чистой. У меня, на самом деле, в этом году большие надежды на ТЭФИ. Наша дирекция претендует на 5 "ТЭФИ",  из которых, я абсолютно убежден, 3 мы должны забрать сразу, а 2 посоревновавшись. Например, программа "25 час" просто обязана получить премию. Такая программа сейчас вообще вне конкуренции. Она попросту одна такая и по форме и по содержанию. 

- Михаил Александрович, у Вас достаточно насыщенная профессиональная жизнь – работа на Гостелерадио СССР, ВГТРК, в компании МНВК (телеканал ТВ-6), в телекомпании ВКТ. Какой из периодов Вам запомнился больше всего? Чем планируете заниматься в будущем?

- Запомнились, конечно, Вести. (С декабря 1991 по март 1996 – Пономарев был ведущим "Вестей", руководителем Службы утренней информации, позже - главным редактором информационно-политической программы "Вести". С октября 1997 года был ведущим вечерних выпусков "Вестей"). 1991-98 годы – это самое дорогое, самое священное, самое неприкосновенное, романтичное, творческое, карьерно-успешное время, просто самое-самое-самое. Это уже такая история, которой можно ставить памятник.

И сейчас мне нравится то, чем я занимаюсь. Мне повезло, я в какой-то момент дошел до того состояния, когда могу себе позволить заниматься тем, что мне нравится, хотя были в жизни  и другие ситуации. У меня сейчас два любимых дела – это, собственно, моя основная работа на "ТВ Центре" в качестве руководителя информационной службы, и  «НАТЭКСПО» - четвертая в мире по размеру выставка профессионального телевизионного оборудования и технологий, которая проходит ежегодно в Москве. В какой-то части «НАТЭКСПО» и мое детище. Я сейчас там никем не состою, но первые выставки я был их генеральным директором. Мы гордимся этой выставкой,  потому что она стала действительно масштабной и авторитетной площадкой среди телевизионщиков всего мира, не побоюсь этого слова. 

Также в этом году "ТВ Центр" работает над теле-сопровождением новой, опять же Социальной акции, которая будет ориентирована на помощь детям-сиротам. Идеологом акции является актриса Ольга Будина и ее проект "Сбереги будущее", который  посвящен решению проблем сиротства в России. "ТВ Центр", скорее всего, будет генеральным медиа-партнером всей этой истории. Мне это очень интересно, потому что я сам сумасшедший папаша, обожаю детей, дети обожают меня. Но главное, что сама проблема действительно имеет катастрофический масштаб, недостойный современного общества,

Чтобы это понять, достаточно заглянуть в пару детских домов, где лежат грудные дети-сироты и хотя бы попытаться представить какое у них будущее.

- Говорят, 40 лет не отмечают. Вы как-нибудь отметили эту дату?

- Празднования в традиционном смысле не было. Не хотелось, да и не моглось – прыгаю уже почти три недели на костылях со сломанной ногой. Первую половину дня я провел со своими обожаемыми родителями. А вечер – с женщиной, которая терпеливо и методично доказывает мне, что кроме теленовостей и ежедневной рутины есть та самая реальная жизнь, о которой я говорил выше. И это был, пожалуй, лучший день рождения в моей жизни. 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала