Москва 20-х – начала 30-х годов XX века, по воспоминаниям современников, имела узкие улицы, которые едва могли вместить московский поток. Помимо нескольких автобусных маршрутов, единственным общественным транспортом в городе был трамвай. Поскольку долгое время столицей государства являлся Санкт-Петербург, в Москве не производилось крупных строек и реконструкций.
В 1918 году при Моссовете были созданы архитектурные мастерские во главе с известными архитекторами Алексеем Щусевым и Иваном Жолтовским, где в 1923 году был разработан план "Новая Москва", который предлагал разделить исторический и политический центры, создав Дом правительства на Ходынке и социально-транспортный центр в Сокольниках.
В 1921-1925 годах был создан проект "Большая Москва", рассчитанный на условия нэпа. По этому проекту город должен был расти не ввысь, а вширь. Передвигаться по нему предполагалось на автомобилях.
В 1931 году по решению Пленума ЦК был проведен конкурс на проект генерального плана Москвы. Предпочтение отдали группе, возглавляемой Владимиром Семеновым и Сергеем Чернышевым. Генеральный план реконструкции Москвы был принят в 1935 году.
Он сформировал современную радиально-кольцевую структуру города.
План реконструкции Москвы 1935 года был задуман как грандиозная перепланировка города, которая должна была привнести качественные изменения в структуру города, а так же в его символику. Перестройка Москвы символизировала и отражала изменения, произошедшие в стране в целом, рост и могущество СССР.
Столица должна была символизировать строительство нового мира, обновление, очищение от старого, такой ее должны были воспринимать не только советские люди, но и иностранные граждане.
В основу Генплана 1935 года легло предложение члена немецкой секции Коминтерна Курта Майера о реконструкции столицы как символического города-звезды с расходящимися от центра лучами. Этот образ отвечал главному организационному принципу ВКП (б) – демократическому централизму.
Пленум ЦК ВКП (б) одобрил совмещение в Кремле политического и планировочного центров Москвы, как это было в средневековье. Столица социалистического государства XX века структурно совпала со столицей феодальной монархии XVII века. Архитекторы проектировали столицу как статичный ансамбль, где диагональные проспекты устремлены к главному монументу города – дворцу Советов. Москва должна была превзойти все города мира по высоте главного здания и венчающей его скульптуры – стометровой статуи Ленина.
Генеральный план реконструкции предусматривал увеличение к 1960 году численности населения Москвы с 3,66 до 5 млн человек и расширение городской территории с 285 до 600 кв. км, преимущественно в юго-западном направлении. Для регулирования роста численности населения в городе запрещалось строить новые промышленные предприятия. Вокруг столицы предусматривалось создать лесопарковый защитный пояс в радиусе до 10 км.
Между радиальными проспектами, идущими от центра к периферии, предусматривались зеленые клинья садово-парковых массивов, таких как Сокольники и парк им. Горького.
По плану предусматривалось приведение в полный порядок городских бульваров Садового и Бульварного кольца, парка Ленинских гор, Измайловского парка, Сокольнического парка, Краснопресненского, Останкинского парков и парка Покровское-Стрешнево с расширением его и включением в его состав Химкинского водохранилища.
Для обводнения города планировалось создать два водных кольца: одно от Клязьминского водохранилища по Восточному каналу через Измайловский парк, Текстильщики, Южный порт у Кожухово по Москва-реке к Химкинскому водохранилищу, другое – внутригородское, получаемое в результате сооружения Северного внутригородского канала, соединяющего Химкинское водохранилище с рекой Яузой до Москва-реки.
Все набережные Москвы-реки превращались в основную магистраль города, берега реки должны были быть облицованы гранитом. Все набережные реки Москвы и Яузы от устья до Садового кольца планировалось застроить домами и архитектурно оформить.
Планировалось очистить к 1937 году от мелких строений территорию Лужников.
По плану предусматривалось создание нового проспекта, идущего от площади им. Дзержинского (ныне Лубянка) к Дворцу советов и Лужникам и далее, по специально сооружаемому мосту с эстакадным подъездом к нему, через Москва-реку и Ленинские горы в новый юго-западный район.
Для расширения проспектов был предложен снос старых зданий в центре Москвы. По плану также предлагалось освободить от существующей мелкой застройки Китай-город, Зарядье и построить на освободившихся местах монументальные здания государственного значения.
Предлагалось расширить вдвое Красную площадь. Также предусматривалось создание трех сквозных, пересекающих весь город широких улиц путем соединения, спрямления и расширения ряда улиц и небольших проездов, проведение новых кольцевых магистралей, вывод за черту города всех опасных в пожарном отношении и вредных в санитарно-гигиеническом отношении предприятия, соединение сходящихся к Москве линий железных дорог тоннелями.
В итоге часть идей была реализована: Красную площадь освободили от мелких торговых зданий и складов, благоустроили главные центральные площади столицы, развернули реконструкцию в ее центральной части. В мае 1935 года вступила в строй первая линия метрополитена. В 1937 году вступил в строй канал им. Москвы протяженностью 128 км, коренным образом улучшивший водоснабжение города и сделавший Москву крупным речным портом. На трассе канала было создано 7 водохранилищ, в том числе 3 в пределах города.
Были проведены большие работы по озеленению и благоустройству города, разбиты крупные парки (Измайловский, Парк культуры и отдыха).
К 1939 году в основном завершились работы по расширению и застройке улицы Горького (ныне Тверская). Реконструировали и частично застроили новыми домами 1‑ю Мещанскую улицу, Ярославское шоссе, Б. Дорогомиловскую улицу, Можайское шоссе, Б. Калужскую улицу, Новослободскую улицу и Ленинградское шоссе. Большая часть Садового кольца была расширена местами до 70 и более метров. Были построены 5 мостов на Москве-реке: Крымский, Большой Москворецкий, Большой Каменный, Устьинский, Большой Краснохолмский, а на Водоотводном канале – Малый Москворецкий, Малый Каменный и Малый Краснохолмский, кроме того, на реке Яузе построили Малый Устьинский и Госпитальный мосты.
Были возведены общественные здания: Всесоюзная Государственная библиотека им. В. И. Ленина, Дом Совета Министров СССР в Охотном ряду, Центральный театр Советской армии, Академия им. Фрунзе, стадион "Динамо", гостиница "Москва", концертный зал им. П.И.Чайковского, Дворец культуры ЗИЛа, Химкинский речной вокзал и др. Они способствовали формированию нового облика площадей и магистралей столицы.
Великая Отечественная война приостановила стройку, но основа реконструкции уже была заложена, и с окончанием боевых действий строительство вернулось на прежние рельсы. В итоге, к 1953 году была проведена грандиозная реконструкция Москвы, которая создала тот облик столицы, который мы называем "сталинским".